Что говорили о девственности известные люди

Хотя сейчас споров о девственности стало меньше, нельзя утверждать, будто бы они заглохли совсем. А уж начиная со Средневековья и Нового времени, это явление оставалось камнем преткновения в философских спорах. И, как нетрудно будет заметить на примерах, девственность часто становилась основным образом в цитатах поэтов и прозаиков.

Когда говорить «про это» уже было можно, но всё ещё считалось неприличным, применяли особенно изящные, возвышенные сочетания слов, призванные завуалировать «запретную» тему. Чем дальше, тем более открытыми и откровенными становились высказывания. Однако чем дальше, тем более глубинные вопросы поднимали авторы.

Так что же успели за последние несколько веков сказать о девственности? Можно посмотреть на примере прозаических и поэтических высказываний. Отдельно разбирать и анализировать каждую цитату — смысла, пожалуй, нет, иначе из небольшой подборки может получиться отдельное произведение. Однако параллели и противоречия подметить вполне можно. Многие из них действительно интересны.

Что говорили о девственности в прозе…

Литераторы упоминали девственность в том или ином контексте, и не только они. Кто-то говорил о ней возвышенным и лирическим языком, кто-то предпочитал использовать только самое что ни на есть прямое значение, ну а кто-то вообще обращался к образу девственницы исключительно как к художественному иносказанию.

Пара цитат Шекспира: не только стихами

Отец английской и мировой драматургии в жизни был человеком довольно ярким и противоречивым. Отнюдь не все современники-моралисты поддерживали Уильяма Шекспира. Казалось бы, почему? Однако достаточно ознакомиться с парой изложенных им в прозе мыслей насчёт девственности — вот и найдутся ответы на вопросы.

Достаточно начать с того, что классик-драматург не считал девственность добродетелью. Например, он вполне логично замечал, что восхвалять девственность — всё равно что осуждать собственную мать, после чего добавлял: «а это уже просто срам». И чтобы совсем добить ханжей, воспитанных в лучших средневековых традициях, Шекспир пояснял, что девственницы «ничем не лучше самоубийц», что их тоже стоит хоронить за пределами церкви — в знак того, что они совершают преступление против человеческой природы. Окончательно клеймя девственность, Шекспир сравнивал её с сыром, в котором со временем заводятся черви: мол, это явление, не способное ни на что, кроме как погубить себя же.

Неудивительно, что у современников известного классика прямо-таки начинали чесаться кулаки от столь смелых высказываний. Впрочем, Шекспир уже в своё время был не одинок во мнении. И замечал, что девственность сродни «престарелой щеголихе, с причёской, которую уже давно не носят», что она «вертится при дворе, но пришлась не ко двору». Опережая эпоху с её предрассудками, Уильям Шекспир был уверен, что девственность выйдет из моды, как и другие старинные атрибуты.

Наконец, автор «Ромео и Джульетты» приводил совсем уж «убойный» аргумент, который никак не оспорить с точки зрения логики. Мол, мудрость природы не может состоять в том, чтобы вечно хранить девственность. Наоборот, подчёркивал классик, потеря девственности приумножает её достояние, потому что новая девственница способна появиться на свет лишь после того, как ради этого другая женщина утратила девственность.

И ведь не поспоришь.

И ещё любители подмечать противоречия

Краток и циничен, как многие гении, был Джордж Бернард Шоу. Он заметил, что бороться за мир — это как вступать в интимную близость ради девственности.

По мнению Стаса Янковского, ничто другое так бережно не хранят и так бестолково не теряют, как девственность. Однако многие другие известные персоны, особенно из тех, которых называют звёздами, легко могли бы посоревноваться в остроте высказываний и с Янковским, и с Шоу:

  • Актриса Меган Фокс сочла, что мы живём в мире, где потеря телефона намного страшнее, чем потеря девственности.
  • Несравненная Мадонна призналась, что смотрела на расставание с девственностью как на один из способов сделать карьеру.
  • Яркий и провокационный Курт Кобейн обещал, что девственником не умрёт никто, потому что «жизнь всех поимеет».

Нередко мнения известных людей, выраженные в прозе, диаметрально различались. И в старину, и сейчас остаётся немало тех, кто восхваляет или, напротив, высмеивает девственность как явление. Например, афорист Аркадий Давидович назвал девственность «вежливостью новобрачной». А постмодернист Андрей Битов отметил, что идеологическую девственность сохранить легко — при условии, что на неё никто не покушается.

Писательница Нина Берберова высказалась о девственности крайне негативно. По её мнению, это нечто уродливое, внушающее отвращение, «предел противоестественного». Ну а наш современник, футболист Александр Минченков просто заметил с явной иронией, что сейчас нелегко найти мужчину, не потеряв при этом девственность.

…и как задействовали образ девственности в стихах

Уже упомянутый Уильям Шекспир в 1590-х годах писал, что «почести награждают бесстыдство», а «девственность вгоняется в разврат». В своём «Сонете 66» английский классик явно использовал более возвышенные мотивы, чем те, которые обычно руководили им при формулировании своих мыслей.

Спустя двести лет образ девственности по-прежнему обыгрывался в стихах исключительно как атрибут чистоты и святости. В «Попугае» Якова Княжнина можно увидеть обращение, где автор предостерегает наивное «любезное дитя», чтобы оно не меняло невинность на бесчинность, не закрывало себе путь к спасению, не прокладывало грехами дорогу в ад и не «казало небу шиш».

В 1815 году Антон Дельвиг продолжал поэтично сравнивать «цвет невинности» с васильком, который часто вянет между снопами, скошенный светлыми косами.

А вот Бальмонт в 1897 году уже явно подчёркивал эстетику сексуальности в своём «Дон-Жуане». Лирический герой сообщает, что полюбил полёты акробатов, бои, зверинцы и «девственность, вводимую в альков», где её ждут «неописуемые видения» вместе с «блаженно-извращёнными наслаждениями».

Чуть позже, уже в 1918-м, Марина Цветаева называла союз доблести и девственности древним и дивным, «как Смерть и Слава», и в посвящённом этому союзу стихотворении обещала поклясться собственной красной кровью. Пять лет спустя Цветаева в стихотворении «Сок лотоса» в возвышенном обращении сравнивает воспитанность с лианой, которой оплетает девственность.

Наконец, уже совсем недавно, в 1979 году, в оригинальной и высокопарной манере Виктор Соснора, автор «Дидактической поэмы», сообщает: невинность «лишь у ненависти», а он, мол, «невинность у любви не объявлял». Как нетрудно заметить, чем ближе к современности, тем меньше поэтических цитат, в которых образ девственности бы делали чем-то исключительно светлым и нежным. Всё чаще намеренно сохраняемую невинность сравнивают с пленом, а красоту видят как раз в эротичности, которая ассоциируется с потерей девственности.