Девственность, прогресс и предрассудки

В какой-то момент может показаться, что мы живём в прогрессивном и развитом мире, где о средневековых предрассудках можно разве что прочесть книгу или посмотреть фильм. Но нет! Эту наивную надежду прерывают события, которые связаны с женской дественностью. И происходят такие случаи, надо сказать, с завидным постоянством.

Средневековье никуда не делось

То вдруг появляется в интернете информация о том, что некая девушка продаёт «право первой ночи» с собой и устраивает по этому поводу аукцион. То кому-то приходит в голову, что врачи обязаны по результатам медосмотра сообщать об отсутствии девственности у юных пациенток. Никаких шуток и преувеличений — всё совершенно серьёзно.

И в такие моменты становится понятно, что тема девственности — по-прежнему непростая. Даже когда гинеколог допускает ошибку и повреждает девственную плеву пациентки, реакция людей не ограничивается тем, чтобы осудить врача за некомпетентность и небрежность. Разворачиваются бурные обсуждения, посвящённые тому, насколько архаична «техническая девственность». Кто-то начинает её сакрализировать, кто-то — обесценивать, хоть речь идёт о такой же части тела, как рука или нога. Одним словом, совсем как в Средневековье.

Гименопластика — на пике популярности

Одно из косвенных подтверждений того, что говорить о социальном прогрессе рановато: многие стремятся сохранить девственность исключительно по идейным соображениям; а те, кому это не удалось, готовы потратить немалые деньги на гименопластику. Это процедура, благодаря которой физиологическая девственность восстанавливается.

Тот факт, что гименопластика популярна, сам по себе ничего плохого не значит. Но вместе с миллионами результатов по основному запросу выдаются и другие, которые вызывают беспокойство:

  • чаще всего гименопластику рекомендуют делать перед свадьбой;
  • на многих сайтах восстановленная девственность фигурирует как «подарок любимому»;
  • в качестве отдельной услуги предлагают искусственную «плеву на пару дней» с ненастоящей кровью, чтобы без особых затрат сымитировать то самое средневековое пятно на простыне.

А значит, получается, что хирургическая операция популярна не только из-за косметического и физиологического эффектов. Во многом её востребованность обеспечивают патриархальные традиции, обычаи и предрассудки.

До сих пор миллионы людей искренне верят, что потерять девственность до свадьбы якобы стыдно. До сих пор существуют мужчины, для которых принципиально важно, чтобы партнёрша оказалась девственницей. Даже пресловутый «тест» в виде пятна крови всё ещё существует. Хотя, к счастью, неуклонно теряет позиции в большинстве стран мира.

Но всё-таки мало на какую ещё особенность организма могут «навешать» такое количество предрассудков. Поневоле возникает вопрос: чем же так отличается девственная плева (гимен) от любых других частей тела и органов?

Целомудрие, девственность и «культурный довесок»

Так уж сложилось, что в большинстве мировых культур «целомудрие» — условная добродетель, которую противопоставляют «развращённости». В сознании многих людей, особенно из-за религиозного наследия, понятия целомудрия и девственности оказались неразрывно связаны. Хотя на практике никакой связи между этим физиологическим признаком и сексуальностью нет.

Существующий уже не первый лет стереотип можно смело называть «культурным довеском», поскольку он значительно утяжеляет восприятие девственности. Вот в чём это проявляется:

  • секс как таковой ассоциируется с греховностью, более того — с грехопадением, с утратой чего-то важного и сакрального;
  • физиологическая девственность из простой особенности организма превращается едва ли не в главный признак, по которому оценивают представительниц женского пола;
  • заключение брачного союза, формирование постоянных отношений — всё это часто происходит часто не только на основании личной привязанности, доверия, симпатии, ведь уделяют внимание ещё и девственности.

Мифология только подкрепляет такое восприятие. Вряд ли кто-то из современных людей всерьёз верит в возможность непорочного зачатия. Но героини, которым удалось, согласно легендам, забеременеть и при этом сохранить девственность, преподносятся как священные, возвышенные персонажи. Поневоле закладывается стереотип о том, что утратить девственность — якобы значит совершить что-то плохое.

Интересно, что сформировалось это всё по историческим меркам совсем недавно. В античной культуре девственность тоже имела своё социальное и религиозное значение. Но ни о каком пассивном ожидании, служении, подчинении речи не шло. А ближе к Средневековью сформировалось восприятие девственности как некоего товара, драгоценности, артефакта. Обладающая им девушка просто должна была его сохранить, не потеряв до свадьбы.

Девственность в подарок и традиционный подход

К Позднему Средневековью и Новому времени окончательно закрепился образ бесправной девушки, которая сначала целиком принадлежала отцу, а потом переходила фактически в собственность мужа. Этот самый переход скреплялся потерей девственности. Мужчина будто бы принимал её в дар вместе с самой девушкой, хотя вместо слова «дар» тут уместнее слово «жертва».

Существует немало явлений в рамках традиционного подхода, которые подтверждают, что условности никуда не делись. Среди них:

  • балы невинности, во время которых девочки, девушки обещают отцам не вступать в интимную близость вплоть до свадьбы;
  • всевозможные ритуальные действия между девушкой, её отцом и женихом во время сватовства, венчания и самого свадебного торжества;
  • уже упомянутые «тесты» в виде проверки простыней — до сих пор есть страны, где постельное бельё со следами крови вывешивают на всеобщее обозрение.

Отсюда же — противопоставление белого и красного цветов, сакрализация белой одежды и различных атрибутов этого цвета. И конечно, в любых обрядах и церемониях девушке даже не пытаются отвести роль активной участницы. Складывается впечатление, что её просто передают «из рук в руки». Впрочем, сторонники традиционного подхода и не скрывают, что примерно так всё и обстоит.

Зачем нужен ДНК-тест, когда есть гимен?

Не один век подряд девственность играла ключевую роль в любых вопросах, когда вставал вопрос об отцовстве. Насколько это было справедливо и правильно, сейчас спрашивать уже нет смысла. Факт есть факт: с помощью пресловутой крови на простыне нередко «доказывали» чистоту рода и «обосновывали» статус мужчины как отца ребёнка.

Сейчас, кстати, в интернете можно ознакомиться не только с байками, но и с реальными историями (фото и видео прилагаются) о том, как молодожёны покупают куриную кровь или красную акварель, а иногда даже решаются сделать надрез на собственной коже. Всё ради того, чтобы намеренно запачкать простыню и пройти тот самый «тест».

Если вдруг вам это кажется дикостью — что ж, вас можно поздравить: вы не лишены здравомыслия. Но истории по-прежнему происходят, а приоритет гимена над ДНК-тестом, к сожалению, сохраняется в отдельно взятых семьях и в целых многомиллионных сообществах.

Проверка на «чистоту» и сомнительная инициация

К счастью, в большинстве стран жизни и социальному статусу девушки уже ничто не будет угрожать, если узнают об отсутствии у неё нетронутой девственной плевы. Хотя унизительные проверки на «чистоту» по-прежнему существуют. Где-то их проводят в семье, а где-то они всё ещё есть на социальном уровне, например в школе.

Есть и страны, в которых сохранили сомнительную и нездоровую традицию дефлорировать молодых девушек, тем самым якобы проводя их инициацию. Где-то эту процедуру проделывают с помощью специально заготовленного предмета, а где-то этим занимаются так называемые дефлораторы — мужчины, в задачу которых буквально входит лишь девушек девственности.

И от того, и от другого способа волосы начинают шевелиться на затылке. Тем более что подобная «инициация» запросто способна спровоцировать травмы и воспаления. А в случае с профессиональным «дефлоратором» не исключён риск заразиться ИППП. Ведь за сексуальной безопасностью в обществах с подобными нравами обычно не следят.

Противоречивые и странные последствия

Казалось бы, от дикости в виде подобных инициаций развитые страны избавлены, значит в современном обществе всё намного лучше? Может быть, и правда лучше, но не факт, что намного. Ведь лишение девственности по-прежнему воспринимается как социальная инициация. Жизнь девушки и в её собственном восприятии, и в восприятии тех, кто в курсе, начинает делиться на прежнюю и дальнейшую.

Нельзя не обратить внимание на то, какими противоречивыми, странными получились последствия старинных традиций в современном обществе:

  • По-прежнему считается, что хранить девственность — это правильно. Но при этом сексуальным просвещением мало кто хочет заниматься, во многих семьях «эту тему» не обсуждают вообще. Так что перед девушкой ставят задачу, не объясняя, как её решать.
  • Секс и мастурбация становятся всё более доступными, но «культурный довесок» к физиологической составляющей никто убирать не спешит. Ещё бы, ведь тогда может упасть спрос на гименопластику!
  • Категории вроде «хранить», «потерять», «лишиться» применительно к девственности присутствуют почти во всех языках. Сами эти слова настраивают девушек на определённый лад, создают у них предубеждения.

Наконец, вряд ли можно игнорировать неравноправное восприятие девушек и юношей, у которых не было сексуального опыта. Женская невинность по-прежнему считается чем-то ценным, создаёт у многих предмет для гордости. А мужская в подавляющем большинстве случаев воспринимается как помеха, как нечто досадное, даже как признак неполноценности — одним словом, то, от чего нужно избавиться.

В таких условиях неудивительно, что формируются подростковые субкультуры, в которых женская девственность тоже воспринимается как досадный недостаток. На самом деле это такое же заблуждение, как восприятие девственности в качестве сокровища.

Девственность — это не более чем физиологический признак. Но выходит, что девушки взрослеют и обретают опыт, в том числе сексуальный, окружённые противоречащими друг другу установками. И мало кто из продвигающих тот или иной стереотип пытается вообразить, сколько стресса и лишних хлопот порождают такие предубеждения.