Морок телегонии: что нужно знать каждому

Телегония — это название антинаучной гипотезы, которая в позапрошлом веке считалась научной, но сегодня уже опровергнута. Совсем кратко эта гипотеза формулируется так: кто бы ни был отцом детей у женщины, дети якобы унаследуют признаки её первого полового партнёра.

Хотя сейчас телегония — не более чем миф, где-то между плоской Землёй и появлением детей из капусты, всё ещё существует немало людей, которые всерьёз верят в такое утверждение. Ну или хотя бы допускают.

Чтобы представить себе, насколько стойким оказался морок, достаточно знать, что в Советском Союзе телегонию всерьёз признавали ещё в пятидесятых. К счастью, потом её всё-таки окончательно отнесли к псевдонаучным заблуждениям.

А как вообще к такому могли прийти?

И действительно. Ведь сейчас даже люди, которые никогда не занимались сексом и не имели детей, в общих чертах представляют себе процесс зачатия. Сперматозоид отца соединяется с яйцеклеткой матери, а потом, если всё прошло успешно, эта комбинация клеток даёт начало новому организму.

Но люди знали об этом не всегда. Когда-то удавалось лишь заметить, что женщина беременеет после секса с мужчиной. А как это происходит и почему — для людей было тайной. И гипотезы рождались самые разные.

Ещё в Древней Греции стали замечать, что ребёнок часто бывает похож на родителей, причём частично на отца, частично на мать. Но иногда у людей — и не только у людей — ребёнок рождался частично похожим на родителей, а частично нет.

Как, например, у двух темноволосых родителей мог родиться ребёнок со светлыми волосами? И тут вдруг кто-то припоминал, что мать этого ребёнка когда-то в молодости разделила ложе со светловолосым мужчиной. За неимением научных исследований ответ казался очевидным. Примерно как тот факт, что Земля плоская — а какой ей ещё быть!

Миф-долгожитель

Землю перестали считать плоской не одну сотню лет назад. В телегонию же до начала прошлого века всерьёз верили селекционеры, которые выводили новые виды животных и растений. Хотя наука уже уверенными шагами шла к тому, чтобы сформировать представления о генетике, актуальные сегодня, многим было проще думать, что потомство женского организма в любом случае будет похоже на первого полового партнёра.

О роли спермы в зачатии люди уже знали. Утверждать, что сперматозоиды первого полового партнёра каким-то образом задерживаются в организме, было бы совсем глупо. Поэтому телегонию приходилось объяснять откровенно мистическим образом: якобы первый секс оставляет в женском организме некий «неизгладимый отпечаток».

До определённого момента об этом «отпечатке» ещё могли говорить как о чём-то, что наука пока не смогла объяснить. Сегодня совершенно очевидно, что никакого «отпечатка» нет. Внешние и внутренние признаки потомства формируются из признаков, которыми обладают отец и мать. И это актуально для всех, кто размножается половым путём, в том числе для человека.

Но откуда же тогда исключения из правил?

Сторонники телегонии приводят факты, которые считают подтверждением своей гипотезы. Эти факты — случаи, когда у ребёнка проявился признак, которого не было ни у кого из родителей.

К счастью, современная генетика уже достаточно хорошо изучила механизм зачатия, чтобы объяснять такие феномены без всяких «неизгладимых отпечатков».

Дело в том, что у каждого организма есть доминантные (преобладающие) признаки, а есть рецессивные (подавляемые). При комбинации доминантных и рецессивных признаков доминантный победит с наибольшей — но не со стопроцентной — вероятностью.

Более того, рецессивные признаки, которые когда-то оказались подавленными, всё равно могут передаваться потомкам. Гены, в которых хранится информация об этих признаках, могут не проявлять себя много поколений подряд, так что об их наличии успеют забыть.

То есть, например, у двух темноволосых родителей может родиться светловолосый ребёнок. Для этого достаточно, чтобы в фамильном древе были прапрадедушки и прапрабабушки со светлыми волосами.

Правда, к моменту рождения ребёнка об этих дальних предках могут уже не вспомнить, не говоря уж о том, чтобы помнить цвет их волос и прочие отличительные черты. Так что феномен выглядит как исключение из правил, а темноволосые родители просто удивляются и чешут в затылках: как же так? Но если вдруг у матери когда-то давно была близость со светловолосым мужчиной, то здесь и возникает соблазн прибегнуть к телегонии.

Даже люди с научным мышлением, не склонные верить в плоскую Землю и мировой заговор, могут дать слабину, стремясь объяснить исключение из правил. Однако «объяснение» от этого не станет научным и уж тем более правдивым.

Так почему же миф до сих пор жив?

Никакой научной пользы от телегонии нет. Она — не более чем один из многочисленных предрассудков, которые тормозят прогрессивное развитие общества.

Однако эту гипотезу любят использовать как аргумент в пользу целомудрия. Молодых девушек призывают очень тщательно подходить к выбору первого полового партнёра, а в идеале — вообще иметь только одного партнёра за всю жизнь. И поскольку аргумент для такого призыва нужен «железобетонный», опираются на телегонию.

Молодым, внушаемым девушкам, особенно если они ещё не интересовались вопросами зачатия в деталях, иногда удаётся внушить мысль, что их будущие дети якобы будут обязательно похожи на первого полового партнёра, даже если отцом будет другой мужчина.

Правда, призывать к определённой сдержанности можно и без антинаучных аргументов. Достаточно просвещать девушек, как и парней, о риске нежелательной, незапланированной беременности, и о болезнях, которые передаются половым путём. Любому здравомыслящему человеку и так не захочется себе подобных проблем. А значит, не захочется и заниматься сексом, особенно незащищённым, с кем попало.

Незапланированная беременность и венерические болезни — более подходящие аргументы ещё и потому, что позволяют удерживать от беспорядочного секса мужчин, а не только женщин. Телегония же проигрывает и здесь: с помощью этого мифа не удастся убедить мужчину быть более разборчивым. Ведь он может пожать плечами и сказать, что ему без разницы, у скольких женщин дети будут похожи на него. В общем, так себе аргумент.

Стоит отметить, что телегонию уже давно критикуют и отрицают не только биологи, но и публицисты, журналисты, священники различных конфессий. Сторонники этой сомнительной гипотезы остаются только среди тех, кто упорно желает оставаться душой в Средневековье.