Обряд лишения девственности — раньше и сегодня

Обряд лишения девственности — раньше и сегодня

Сегодня общество уделяет много внимания женскому здоровью — как, впрочем, и мужскому. Десятки, сотни тысяч лет назад люди имели представление только о том, что могли увидеть и «пощупать». Разумеется, одним из первых обратили внимание на такой признак женского организма, как девственность.

Вот только изучить всё, что с этим связано, смогли сравнительно недавно. Прежде девственность представляли чем-то сакральным. Зачастую в связи с ней появлялись те или иные ритуалы. Некоторые кажутся сегодня вполне обыденными, хотя и иррациональными. А от некоторых волосы встают дыбом.

Лишение девственности как божественная жертва

Античная культура и верования, благодаря которым она сформировалась, подразумевали, что лишиться девственности нужно заранее — если невинность сохранялась до вступления в брак, во многих местностях это навлекало на девушку позор.

Как правило, жертву посвящали богине любви. Той самой, которая наиболее известна под греческим и римским именами — Афродита и Венера, соответственно. Другие вариации её имени — Иштар или Астарта. Жертвуя невинностью, соблюдали несколько важных правил:

  • обряд проводили строго в определённый день, который называли праздником целомудрия;
  • девушка приходила в храм и отдавалась незнакомому мужчине, фактически первому встречному;
  • лишая девушку невинности, её не разрешалось обнажать, чтобы не осквернить храм, так что полноценного секса не происходило.

В некоторых местностях, правда, предпочитали, чтобы мужчина не участвовал в процессе лично. Для дефлорации использовали ритуальные статуэтки фаллической формы, то есть фаллоимитаторы. Нередко их изготавливали с ликом одного из младших богов плодородия, чтобы можно было «молиться» во время обряда о будущей плодовитости девушки.

Ритуальное соитие — до свадьбы и даже после

Обычно вспоминают средневековое «право первой ночи». Дворянин имел право вступить с девушкой в близость после её свадьбы, если жених был крепостным или вассалом, то есть так или иначе подчинялся дворянину. Вот только подобный обычай — далеко не самый дикий в глазах современного наблюдателя.

Ритуальное соитие, то есть полноценный секс ради лишения девственности, выполняли по-разному:

  • В скандинавских племенах главный жрец племени уводил девушку в лес перед брачной ночью. Там священнослужитель приносил жертву богам, а потом вступал с невестой в близость. Если ни с первой, ни со второй попытки не удавалось разорвать девственную плеву и вызвать кровотечение, то считалось, что девушка отвергнута богами. Её обрекали на одиночество, а жениху искали новую невесту.
  • У славянских племён с молодожёнами было принято оставлять в брачную ночь «дружку». Так называли мужчину, который подменял жениха, если тот из-за возлияний на пиру или по другой причине не мог исполнить супружеский долг. В некоторых племенах «дружка» вообще был во время свадьбы более важной персоной, чем жених, и именно ему поручали лишить невесту девственности, прежде чем начнётся брачная ночь.
  • Некоторые тибетские народности, несмотря на малочисленность, предписывали девушке до свадьбы отдаться не менее чем… двадцати мужчинам! Ритуал получался довольно противоречивым. С одной стороны, считалось дурным тоном брать в жёны девственницу. С другой стороны, жениха порицали, если он спрашивал у невесты, скольким мужчинам она отдалась до свадьбы. Как именно проверяли количество партнёров, неизвестно.
  • Отдельные народы Крайнего Севера намеренно приглашали для ритуального соития представителя чужого племени. Причём его роль совсем не считалась почётной. Согласно верованиям, чужак принимал на себя вместе с кровью девушки гнев богов и духов, а жених в итоге не подвергался этой угрозе.

Кое-где ритуальное соитие, если смотреть с сегодняшней позиции, и вовсе переходило в оргию. В Океании существовал обычай, согласно которому жених отдавал невесту нескольким друзьям. Те уходили из селения и уединялись с девушкой — свадьбу начинали лишь после их возвращения. Ну а некоторые племена острова Суматра, согласно имеющимся источникам, поручали дефлорацию невесты её собственному отцу. К делу подключали братьев матери и братьев отца девушки. В итоге совершалась полноценная оргия, ещё и с примесью инцеста.

Отдельный ритуал и отдельное ремесло

Кое-где дефлорацию девушек перед свадьбой превратили в отдельную профессию. Например, в восточных странах существовали люди, которые специально выполняли эту задачу при организации свадьбы. Причём услуги стоили недёшево и вполне позволяли зарабатывать на жизнь, потому что лишение невинности считали занятием ответственным и порой даже опасным.

В древней Индии такие люди тоже были. Правда, есть сведения, что своё мастерство они реализовывали исключительно с помощью искусственных фаллосов — деревянных, каменных и прочих. Кстати, собранную при дефлорации кровь могли потом использовать как элемент приворотного зелья.

У жителей экваториальных стран такая профессия либо исчезла, либо вообще никогда не существовала. Но отголоски подобного обычая остались. В результате девушкам стали предписывать самим лишать себя девственности с помощью деревянного фаллоса. Кое-где ритуал переродился и стал полноценным религиозным действом. На острове Новая Гвинея, например, дефлорацию поручали верховному жрецу, ещё и выдавали ему для этого весьма сомнительный инструмент — специальный деревянный нож.

Похожая ситуация сложилась в Камбодже, где жрецу полагалось смочить средний палец в вине и на свадебной церемонии лишить невесту девственности. В некоторых странах Азии подобный обычай не только был, но и сохранился до сих пор: во время свадьбы оборачивают белой тканью указательный палец и разрывают девственную плеву, после чего демонстрируют всем, что ткань окрасилась в красный цвет.

Ещё пара примеров — не для слабонервных

Чем глубже в древность, тем суровее обычаи. Стоит понимать, что во времена, близкие к неолиту, не существовало ни медицины как таковой, ни современных этических норм, ни чего-то похожего на юриспруденцию. Так что встречались порой и совершенно поразительные формы добрачных, свадебных ритуалов лишения девственности:

  • В Центральной и Южной Америке девственности лишали сразу после рождения или позже, в юном возрасте. Где-то это поручали повитухам, где-то — матерям и другим родственницам женского пола. В экваториальных странах это занятие считалось почётным, поскольку подразумевало инициацию, и его доверяли старейшим женщинам племени. Иногда, если влагалище было слишком узким от природы, его искусственно расширяли.
  • Существовали племена, где девственниц лишали невинности особые отшельники, жившие в лесу. Они большую часть времени не общались с людьми, носили шкуры и рога, молились богам. Такой обычай, к счастью, остался в прошлом вместе с религиями, посвящёнными животным.
  • Ну а в некоторых странах, где росли и растут джунгли, юных девственниц ожидал настоящий кошмар. Ритуальное соитие перед свадьбой поручали… самцу гориллы! Причём найти его и привлечь девушка должна была сама, так что рисковала она ещё и жизнью, и здоровьем. Тех, кто возвращался, но не вступал в подобную близость, считали опозоренными.

Некоторые ритуалы, описания которых сохранились до сегодняшнего дня, вызывают улыбку и удивление, некоторые — настоящий ужас. В любом случае человечеству уже удалось пройти через период, когда девственность считали чем-то сакральным. Сегодняшний взгляд на этот вопрос — исключительно медицинский. Так что никаких ритуалов по этому поводу не проводят — ни перед свадьбой, ни после неё.