Контрацепция — победа цивилизации над дикостью

Сегодня презервативы привычно называют «резинками», хотя их уже давно делают явно не из резины. Но главная их функция, конечно, осталась прежней: защищать от венерических заболеваний и от внеплановой беременности. А важность роли, которую эти изделия играют в жизни, подчёркивают даже произведения искусства.

Противоречивое восприятие контрацепции сегодня

Как пошутил классик Бегбедер, если заниматься сексом без «резинки», то риск получается двойным: можно и создать новую жизнь, и поставить на кон собственную. Конечно, вряд ли кто-то из мужчин, как и женщин, желает заразиться «венерой» или зачать ребёнка, не имея такого плана. Но тем не менее многие люди желают получить, по их словам, более яркие ощущения, обходясь во время полового акта без презерватива.

Возможно, свой вклад вносит и ощущение азарта, которое у некоторых создаёт угроза ИППП и внеплановой беременности. Звучит довольно противоречиво. Но если бы смертельный риск никого не привлекал, то и экстремального спорта, и «русской рулетки» бы не существовало. Тем не менее примерно с 2000-х годов продажи презервативов в среднем на количество населения возрастают — складывается ощущение, что люди стали осознаннее относиться к половой безопасности.

Кстати, 2020 год наглядно подтвердил, что во всех более-менее развитых странах продажи презервативов возрастают при карантине. Как только людей отправляют сидеть дома, они начинают массово… ну да, заниматься сексом, всё банально. И «изделий номер два» продаётся в эти периоды в среднем на 30 % больше.

Стремясь не лишать себя интимных удовольствий и стараясь лишний раз не подвергать здоровье опасности, мужчины и женщины покупают презервативов на миллионные суммы. Хотя стоит помнить, что этот вид защиты — популярный, но далеко не единственный. Однако большинство предпочитают именно их, и такая избирательность — тоже следствие современного противоречивого восприятия контрацепции.

Как было и как стало: большая разница

Современные критиканы очень любят рассказывать, что презервативы, мол, делают некачественными, так что они постоянно рвутся и не справляются со своей главной функцией. Но, вообще-то, уровень защиты от ИППП и внеплановой беременности при правильном использовании приближается к 100 %. Если уж «изделие номер два» не справляется со своей задачей, то чаще всего причина не в браке, а в применении не по инструкции: не так надели, применили два раза подряд, открыли упаковку зубами.

Ну или просто решили сэкономить и приобрели пачку с каким-нибудь забавным названием втрое дешевле проверенных контрацептивов. Конечно, потом придётся потратить намного больше денег. Но кого это волнует в тот момент?

А если уж вспоминать времена, когда защита была так себе, то стоит представить, что в семнадцатом веке первые подобия современных презервативов делали из кишок животных. Даже не беря в расчёт, насколько гигиеничны были те изделия, стоит признать, что пользоваться ими едва ли было приятно и безопасно.

Ну а три с лишним тысячи лет назад в Древнем Египте действовали ещё проще: женщины перед сексом закладывали внутрь себя листья растений или мазали влагалище изнутри мёдом. Считалось, что это поможет избежать внепланового зачатия. Бесспорно, при таком раскладе молитва кому-нибудь из древнеегипетских богов и то дала бы больше шансов на защиту.

Античные греки любили в качестве контрацептива задействовать масло кедра. Его тоже лили во влагалище перед сексом. Современные медики склонны считать, что если когда-то это «работало», то дело скорее в чистом везении, то есть совпадении.

Ну а Гиппократ советовал перед сексом выпивать стакан воды с медной солью. Предполагалось, что это поможет избежать внепланового зачатия. Отчасти — безусловно: получив смертельную интоксикацию, забеременеть невозможно.

На фоне этого презервативы с защитой, близкой к 100 %, всё-таки выглядят очень внушительно. Поэтому стоит лишний раз подумать, прежде чем обвинять их создателей в бездарности.

Было нельзя, а стало можно

Ещё современным критиканам стоит вспомнить, что в Средневековье, когда люди повсеместно были набожными, попытка не допустить зачатия вообще считалась грехом. Да и сам секс считали греховным занятием, к которому люди вынуждены иногда прибегать — только чтобы продолжить род. Хотя кое-кто придерживается подобной точки зрения и сейчас. Но теперь их, к счастью, меньшинство.

Правда, несмотря на набожность, а точнее вопреки ей, всевозможные сексуальные девиации процветали. Как и проституция. Так что контрацепция в Средневековье развивалась. Правда, исключительно подпольно, нелегально. И нередко ограничивались тем, что сейчас называют «прерванный половой акт». Как известно, не всегда получается, а уж тем более не работает как метод защиты.

Где-то между этим мрачным периодом и просвещённым двадцатым веком, когда появились современные презервативы, были все прочие сомнительные методы. Например, женщины помещали внутрь себя растительные корни или листья, надеясь избежать беременности. Чуть позже жил и Казанова, который пользовался презервативами из овчины. Уж неизвестно, насколько такие изделия справлялись со своей задачей.

Мальтузианство и планирование семьи

В конце девятнадцатого века Томас Мальтус создал теорию, которую попытались сделать основой того, что сейчас зовётся планированием семьи. Во многом мальтузианство было ошибочно и примитивно относительно современности. Но это наверняка можно простить людям, которые жили полтора века назад — для своего времени их идеи всё равно были гениальными и революционными.

Основные положения теории сводились к следующему:

  • если бездумно заниматься сексом, то население будет расти слишком быстро;
  • производство еды так же быстро расти не сможет, так что в любой стране или даже во всём мире может начаться страшный голод;
  • логичный вывод — нужно предохраняться и, если уж заниматься незащищённым сексом, то только тогда, когда есть план родить ребёнка.

Как показали дальнейшие события, мир оказался ещё не готов к планированию семьи как всеобщей идее. Активистов, которые призывали предохраняться и пытались просвещать по этой теме население, осуждали. Распространение литературы по данной теме оказалось вне закона. Но первый шаг к контролю рождаемости уже был сделан.

В 1910-х годах стараниями Маргарет Зангер удалось популяризировать контроль рождаемости в США. По мнению активистки, это могло бы помочь женщинам поддержать своё здоровье — и телесное, и душевное. Массовая контрацепция явно пришлась к месту, потому что никто уже не мог игнорировать проблему повсеместных подпольных абортов. Правда, и тогда тема оказалась вне закона: Маргарет Зангер, основавшая первую клинику по контролю над рождаемостью, была арестована и осуждена за свою инициативу.

Как удалось узаконить контрацепцию

Удивительно, но в начале прошлого века даже в такой практичной стране, как США, многим казалось кощунственной инициатива Маргарет Зангер. А ведь она выступала за то, чтобы женщина наравне с мужчиной могла решать, хочет она рожать ребёнка или нет. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы идея набрала сторонников. Активистка основала комитет, который занимался тем, что раньше многим казалось невозможным — внедрял регулирование рождаемости.

К середине века Маргарет Зангер и её последователи одержали победу. Контрацепцию удалось узаконить, равно как и осознанный подход к планированию семьи. Это стало грандиозным, впечатляющим примером для всего мира. Хотя и в США, и в других странах оставались — и до сих пор остаются — столь же осознанные противники контроля рождаемости. Это люди, которые предпочитают секс без «резинки» не ради риска или острых ощущений, а действительно потому, что предохранение — якобы грех.

В России данный вопрос тоже очень долго оставался нерешённым. В семнадцатом веке за аборт казнили как за убийство ребёнка. Пётр Великий немного смягчил наказание — за аборт стали отправлять на каторгу, причём и саму женщину, и того, кто проводил операцию. Споры активно продолжались до начала прошлого века, а деревенские повитухи не менее активно проводили подпольные аборты, от которых многие женщины умирали.

С наступлением советской эпохи контроль рождаемости легализовали. Официальное разрешение подписали в 1920-м. Хотя и в дальнейшем законодательство СССР менялось: иногда аборты ограничивали и едва ли не целиком запрещали, иногда относились к ним более лояльно. То же касалось и презервативов: их использование могли массово пропагандировать, а могли, наоборот, поощрять молодые семьи и рождение детей. Очевидно, что зависело это уже не от религии и традиций, а от демографической политики государства.

Контрацепция — больше не запрещена

Чтобы лишний раз был повод ужаснуться, достаточно вспомнить, что и сейчас есть страны, где здравость в вопросе планирования семьи застряла на уровне Средневековья. Там не только аборты, но и контрацепция по-прежнему осуждаются, причём и на бытовом, и на официальном уровне. За попытку осознанно подойти к сексу, а не надеяться на случай, есть риск получить массовое порицание, удары плетьми или даже смертную казнь.

К счастью, в большинстве развитых стран всё лучше. Основные особенности современной контрацепции:

  • любой желающий может приобрести презерватив или другое изделие, чтобы избежать внеплановой беременности;
  • внимание также уделяют защите от ИППП, об этом по мере возможности стараются просветить как можно больше людей;
  • есть свобода в планировании семьи, и никто не пытается поставить знак равенства между сексом и продолжением рода.

По-прежнему остаются активисты, которые предлагают запретить и аборты, и продажу контрацептивов. А ещё пытаются ограничивать сексуальное просвещение. Хотя прогресс всё равно есть.

Несмотря на противоречивость восприятия, контрацепция прочно вошла в жизнь людей. И это наверняка хорошо. Потому что иначе сложно даже представить, каких масштабов бы достигли неконтролируемая беременность, массовый голод, пандемия ВИЧ и других венерических заболеваний.