Насколько великим был соблазнитель Казанова?

Человека с именем Джакомо и с фамилией Казанова помнят во всём мире как раз благодаря фамилии. В русском языке и во множестве других языков слово «казанова» используется как нарицательное в значении «соблазнитель» или «искуситель женщин». Причём прототип был также авантюристом, мистиком, путешественником и даже писателем. Но мало кто вспомнит об этом на фоне его амурных похождений.

Так что же за человек был Казанова?

Итальянский аристократ, автор автобиографического произведения с говорящим названием «История моей жизни» родился в Венеции, но попутешествовать успел по многим странам. Он прожил 73 года, что для XVIII века было если не пределом долголетия, то довольно преклонным возрастом уж точно.

Именно благодаря автобиографии, которую Казанова написал уже в старости, мир узнал о тех самых любовных приключениях, которыми этот мужчина так прославился. Вполне логично, что в молодые и зрелые годы ему было явно не до того. И в таком случае можно лишь порадоваться его долголетию: в противном случае большинство событий канули бы в Лету.

Между прочим, в своих мемуарах Казанова также описывает политические события, быт, интриги аристократов и много других интересных вещей. А ещё упоминает встречи с виднейшими людьми эпохи, включая Гёте, Моцарта, а также аристократов, монархов и кардиналов. Но кому какое дело, если подумать?..

Фамилию Казановы успели задействовать во множестве произведений искусства — как основанных на реальности, так и чисто вымышленных. Ну а ещё имя ушло в бренды — от названий ресторанов до марок презервативов. По всей видимости, этот известный среди современников человек правда заслужил оставаться известным даже спустя двести с лишним лет после ухода из жизни.

А действительно ли Казанова был великим соблазнителем?

великий соблазнитель казанова?

Обычно в книгах или фильмах упоминается, что мужчина, который совращает женщин, а потом бросает их, в юности пережил некую любовную историю. Разбитое сердце заставляет его искать утешения, которое он так и не находит. Возможно ли такое в реальности? Если посмотреть на историю Казановы, то можно предположить, что именно его личность как раз служит прототипом.

Ещё в молодом возрасте у Казановы был роман продолжительностью три месяца с юной француженкой, которая упоминается под именем Генриетта. Надо отдать «великому искусителю» должное: в отличие от убеждённых сексистов, он признавал девушек и женщин не только как любовниц. По его словам, с Генриеттой он был счастлив круглые сутки — и ночью, во время любовных утех; и днём, когда он мог с ней беседовать, восхищаться её умом и манерами.

Согласно мнению исследователей, Генриетта смогла разгадать, насколько Казанова непостоянный и ветреный мужчина. Поэтому она преодолела соблазн скрепить с ним отношения. Вместо этого она разорвала союз с ним и уехала, тем самым нанеся ему глубокую душевную рану. А дальше, как говорится, понеслось…

Карты, деньги, любовницы

Молодой Казанова был страстным игроком в карты, причём довольно успешным. Он много путешествовал, переезжал из города в город, а к 1750 году приехал в Париж, общался с аристократами и учил язык. И везде, что характерно, заводил любовные интриги. Про его похождения уже тогда говорили, что они похожи на сюжеты для опер.

Правда, часто именно из-за амурных приключений, а вовсе не из-за игры в карты и не из-за эзотерических опытов, Казанове приходилось уезжать в другой город. Его часто обвиняли и судили, в тюрьму он тоже попадал.

Главное, что отличало его общение с женщинами — стремление к чувственным наслаждениям, без обстоятельности и серьёзности. Для тех, кто не спешит завязывать постоянные отношения, роман на несколько недель или случайный секс на одну ночь — идеальный выбор. Казалось бы, чему тут удивляться? Вот только двести лет назад консерватизм был ещё сильнее, чем сейчас, так что подобное поведение действительно многих шокировало.

Впрочем, Казанова был такой не один. Некоторые мужчины проводили дни в увлечённом общении, а ночи — в объятиях любовниц. В брак вступали скорее ради связей. Особенно любили такую жизнь молодые аристократы: здоровье пока не беспокоило, денег было предостаточно, оставался даже шанс не подцепить сифилис или другую «нехорошую» болезнь.

рожден радовать женщин

Сам Казанова вовсе не был одержимым или ограниченным, он был очень разносторонним человеком. Но всё равно признавался, что больше всего ему хотелось получать от жизни удовольствие. Этот мужчина «чувствовал, что был рождён для представительниц противоположного пола». Так что ему нравилось общаться с ними, и чем ближе, тем лучше: всё — ради взаимного наслаждения.

Кстати, вопреки стереотипу, Казанова вовсе не был бездушным и коварным искусителем — здесь образ скорее путают с литературным героем Ловеласом. Ну а Казанова, в отличие от него, был не вымышленным, а реальным, и вполне реально заботился о благополучии своих любовниц. Даже использовал «защитные колпачки», то есть презервативы, чтобы не допустить внеплановой беременности.

Целостность «колпачков» господин сердцеед проверял простым и изящным способом: разворачивал и надувал, как воздушные шарики. Это, кстати, стало сюжетом знаменитой гравюры, которую так любят вспоминать по поводу и без. Вроде бы ничего сложного, тем более что сейчас презервативы надувают и просто так. Но в то время эти средства защиты стоили дороже, а уж элегантным жестом развернуть и надуть изделие — это вообще было нечто поразительное. Так что Казанова часто делал это у любовниц на глазах.

Амурный мастер-класс XVIII века

Почему говорили, что любовные приключения Казанова похожи на сюжеты для опер? Хотя бы потому, что он не просто «клеил» девушек и бросал их, как любят представлять. В каждом его романе, даже коротком, был ход событий. В нём были положительные и отрицательные персонажи, а расстаться Казанова старался как можно галантнее.

Многие его связи с женщинами строились по схожей схеме, которая своей продуманностью оставляет далеко позади современные мастер-классы по пикапу:

  • Казанова находил в своём кругу общения женщину, которую донимал «злодей». Обычно это был ревнивый муж или любовник.
  • Выступая в роли «героя», Казанова помогал избраннице решить её проблемы. Потом он влюблял её в себя и соблазнял. Связь длилась от нескольких дней до нескольких месяцев.
  • не бросать с разбитым сердцемКогда отношения слабели или просто становились для сердцееда скучными, он признавался даме, что не подходит в качестве постоянного спутника, и исчезал из её жизни.

Следует отметить, что обычно Казанова старался напоследок найти для женщины подходящего, желательно богатого любовника или жениха. А вот бросать кого-то с разбитым сердцем, оставляя ни с чем, было вовсе не в его правилах.

Прогрессивный подход Казановы заключался ещё и в том, что он не пытался соблазнять женщин угрозами, не применял физическую силу и не спаивал их алкоголем. По его мнению, лучший способ для мужчины стать ближе к своей избраннице, завоевать её сердце и вступить с ней в близость — делать то, за что она будет благодарна.

Казанова был уверен, что интима нужно достигать, оказывая женщине услуги, даря ей подарки, проявляя внимание. Слова, как он писал, тоже нужно использовать, но не в виде патетических признаний, а лишь в дополнение к реальным заслугам. Остроумие, любезность, надёжность — вот что должно, как утверждал Казанова, отличать мужчину, чтобы он стал идеалом для женщины.

Был ли Казанова секс-символом?

Времени для появления мифов было предостаточно. Поэтому многие и сегодня думают, что аристократ-соблазнитель имел внушительное по размерам «достоинство», а вдобавок к этому — безупречную фигуру и каменную эрекцию. Правда ли это?

Конечно, спорить можно сколько угодно, тем более что фотографий в те времена ещё не делали. Зато есть записи и свидетельства тех, кто проводил время с Казановой и хотя бы раз застал его неодетым. Многие мужчины выражали в те моменты удивление с явным оттенком зависти, потому что:

  • половой член великого сердцееда, судя по всему, был вполне средним;
  • фигура у него тоже была обычной, далёкой от античных идеалов;
  • даже пресловутая эрекция вовсе не держалась несколько часов подряд.

Казанова ещё несколько сотен лет назад подтвердил, что размер — всё-таки не главное. Во-первых, он обладал немалыми умениями, проявлял интерес к устройству гениталий и к тому, как сделать секс максимально приятным. Большинство его современников не знали толком, «что это и как работает», даже когда речь шла о мужских половых органах, а уж в женских вообще не разбирались.

Во-вторых, в то время многие мужчины, как и сейчас, думали в первую очередь о собственном удовлетворении. Ощущения партнёрши им были безразличны. Казанова же предлагал любовницам куннилингус, ласкал клитор и вообще в первую очередь старался доставить удовольствие даме. Такой «сексуальный альтруизм», видимо, и сделал его популярным у противоположного пола.

Не так уж много, как кажется?..

благородный кавалер

Если изучить личность Казановы чуть глубже уровня анекдотов и стереотипов, то получается, что он был вовсе не коварным искусителем, а скорее благородным кавалером. Сам он признавался, что ему не нравилось быть «хищником», поэтому он не пытался соблазнять ни слишком юных и наивных девиц, ни женщин с чересчур консервативным восприятием.

Тем не менее не стоит думать, что Казанова был прямо-таки образцом благородства. Уже один тот факт, что он искал классическую «даму в беде» со сравнительно уязвимым восприятием, о многом говорит.

Избирательность проявлялась и в том, что этому знаменитому мужчине не нравились откровенно глупые, необразованные партнёрши. Он отлично понимал, что если после пары ночей вместе поговорить будет не о чем, то отношения сойдут на нет очень быстро. Хотя это не мешало ему принимать популярные для того времени сексистские взгляды, которые сегодня выглядят, мягко говоря, архаическими.

Важно добавить, что Казанове незаслуженно присвоили не только звание бездушного соблазнителя. Его титул «рекордсмена» тоже вызывает сомнения, особенно если сравнивать с современностью. Получается, что за неполных сорок лет своей насыщенной амурной жизни Казанова имел связь с более чем сотней женщин. Вроде бы невероятно много? Но получается, что в среднем романов было по три в год. Да и в целом на «рекорд» не тянет.


Вывод довольно простой: Казанова был разносторонней личностью, а к соблазнению подходил изящно и изобретательно. Именно это сделало его столь известным. А вот если просто «совращать всё, что движется», то даже идея задокументировать свою жизнь в виде автобиографии не поможет прославиться.