Интегральная сексология и восприятие парафилий

Тема секса по-прежнему подразумевает множество мощных запретов. Из-за этого, а также по другим причинам некоторые люди чувствуют себя некомфортно, когда занимаются сексом или когда говорят о нём. Прояснить данный вопрос помогает интегральная сексология.

Становление и развитие сексологии

В конце позапрошлого века Хэвлок Эллис и другие авторы стали подвергать сомнению подход, который до этого считался непогрешимым. В том числе сомнению были подвергнуты утверждения о том, что гомосексуальность не является нормой, а также о том, что женщины не должны получать от секса удовольствие, и о том, что мастурбация ослабляет организм.

Сексология начала исследовать вопросы секса в рамках научного подхода, без опоры на моральные предубеждения. Одновременно с развитием антропологии это позволило изучить сексуальные практики многих народов, включая те, у которых взгляды сильно отличались от европейских. Преграды на пути развития сексологии создал приход нацистов к власти в Германии. Только спустя более чем десятилетие эта научная дисциплина снова начала полноценно развиваться.

Интегральная сексология при изучении типов сексуальности

Гомо- и гетеросексуальность, а также различные степени бисексуальности — это варианты нормы, которые мы наблюдаем в жизни постоянно. Есть и другие формы сексуального поведения: экстраверсия — интроверсия, гиперсексуальность — асексуальность и так далее.

Разные формы отражаются в поведении отдельных индивидов и целых культур. Они встречаются в разных комбинациях. Также они меняются в течение жизни человека. Разные культуры относятся к таким сочетаниям по-разному. Это зависит как от национальности и религии, так и от страты: не всё, что разрешено высшим классам, также разрешается и низшим.

Само отношение общества к сексу может быть:

  • негативным,
  • нейтральным,
  • положительным.

Также социум может поддерживать свободное выражение сексуальноси людей.

В частности, негативно относиться к сексу начали семитские и хамитские языковые группы. Если выражение сексуальности выходит за пределы строгих норм, то к нему обычно применяют запреты и наказания. В этих же обществах стали практиковать женское обрезание. Другая отличительная черта — это патриархальная составляющая, при которой верность супруги и девственность до свадьбы высоко ценятся.

Гомосексуальное поведение и мастурбация считаются в таких культурах неправильными проявлениями. Удовольствие ставят на второе место, а продолжение рода — на первое. Секс воспринимают как что-то плохое по своей сути, подлежащее строгому контролю. Женский оргазм воспринимают как незначительный или как негативный эпизод. Знание о сексе подавляется.

Языковые группы Полинезии и Микронезии — примеры сообществ, где секс рассматривают как удовольствие и как священнодействие, связывая с небесной магической мощью (маной). В Полинезии, как засвидетельствовано европейскими исследователями, духовные церемонии проводили с использованием сексуальных актов. Европейцам женщины и девушки предлагали себя бесплатно, поскольку верили, что секс — способ получить доступ к сильной мане.

У полинезийцев обнаружился гораздо более либеральный подход к сексу. Так, возрастных ограничений было гораздо меньше, при этом до свадьбы разрешалось искать себе сексуальных партнёров. Даже после свадьбы многие взрослые люди имели на стороне любовников и любовниц. Слово «табу» имеет полинезийское происхождение и изначально означало, какие люди запрещены друг для друга в качестве партнёров.

Другие отличительные черты разных сексуальных культур:

  • отношение к сексу как к чему-то значимому или же незначительному;
  • восприятие оргазмов, выделений мужского или женского организма как чего-то магического;
  • готовность воспринимать секс с более молодым партнёром как способ предотвратить раннее старение;
  • поощрение или, напротив, осуждение мастурбации, восприятие этого действия как чего-то исцеляющего.

Патриархальность и матриархальность — одна из главных характеристик общества. Патрилинейность и матрилинейность — отдельный признак, который во многом основан на том, какая линия определяет наследование. Если отцовская — мужчина должен убедиться, принадлежит ли ребёнок ему. Если женская — сомнений в том, кто является матерью, не будет.

Соотношение стандартов сексуального поведения

В некоторых культурах распространено многожёнство. Более редко встречается брак с несколькими мужьями. Где-то разрешена и полигамия — нет необходимости в том, чтобы её запрещать, поскольку стандарты поведения в культуре могут этого не ограничивать.

Как удалось выяснить антропологам, универсальных форм и эталонов поведения не существует. Даже некоторые табу, которые раньше считали распространёнными повсеместно, в некоторых культурах встречаются на правах общих, разрешённых действий. Поэтому сексология изначально ставила вопрос о том, существует ли понятие сексуальной нормы, а если да — что её составляет.

Практика показала, что некоторые действия, которые в одних культурах считаются нормой, в других воспринимаются как сексуальные патологии. Точно так же некоторые практики, разрешённые в одних обществах, запрещены в других. Приходится признать, что у культурного релятивизма есть определённые основания. Сексуальная мораль не носит универсальный характер — её налагают на людей произвольно, исходя из тех принципов, которые актуальны для элиты данного общества.

Парафилии в сексологии и их проявления

Сексологический термин «парафилия» используют, чтобы обозначать сексуальные желания, которые не считаются нормальными для среднестатистического взрослого человека. Среди широко описанных парафилий — некрофилия (тяга к мертвецам), зоофилия (тяга к животным), педофилия (тяга к детям).

Парафилии появляются в тех ситуациях, когда полноценное сексуальное развитие закрепляется на объекте внешнего мира (фетише). Если состояние достигает крайней стадии, то высвободить сексуальное желание можно только с помощью фетиша. Следовательно, парафилический интерес и одержимость существуют в разной степени. Патология имеет место, если человек зафиксирован на одном сексуальном фетише.

Часто парафилия сопровождается фобией — навязчивым страхом одушевлённого или неодушевлённого объекта. Сексуальное подавление — ключевой фактор в том комплексе, который составляют парафилия и фобия. Сегодняшний уровень развития сексологии позволяет утверждать, что парафилии возникают в первую очередь у представителей культур, где отношение к сексу в целом отрицательное или же является двойственным.

Однако проверить такую гипотезу на практике сложнее, поскольку культуры, где отношение к сексу изначально было положительным, подверглись деформации из-за воздействия западной культуры. Как результат, уже нельзя утверждать, где существуют исходные ценности, а где — подменённые.


Современная сексология обосновала связь между ранним удовлетворением интимных желаний и дальнейшим нормальным развитием. Если люди не сталкиваются с намеренными ограничениями, то их желания не превращаются в парафилии.