Одна из самых юных наук — наука о сексе

Сколько существует человечество, столько человек познаёт и исследует себя. Поэтому и развиваются всевозможные науки — и о человеке, и о мире вокруг. Так появились все известные нам научные дисциплины.

Вот только с сексологией вышел «особый случай». Эта наука изучает то, что люди долгое время считали неприличным (некоторые — считают до сих пор). Половое созревание, секс, мастурбация — всё это не принято обсуждать прилюдно. Порой, кстати, очень зря.

Сексология — почти такое же молодое направление, как робототехника или генетика. Только вот роботы появились недавно, и гены научились исследовать недавно, а сексу — столько же, сколько человечеству.

Как в старину исследовали «запретные» темы?

Весь период до XVIII века считается в сексологии «доисторическим». То есть науки такой не существовало вообще, и даже как комплексная дисциплина в рамках медицинских направлений она не выделялась. Правда, это не значит, что люди не обозревали культуру секса и не писали по ней книги.

Кроме индийского трактата «Кама сутра», название которого стало отдельным крылатым выражением, можно вспомнить древнеримское «Искусство любви» и арабский «Сад чувственных наслаждений». Подробно описывали секс в Китае, в Японии и ещё во многих странах — учили предварительным ласкам, правильному проникновению (разными способами) и путям достижения оргазма.

Вот только вопрос: а как секс исследовали? Ответ: никак! Тема уже тогда считалась интимной, сокровенной, глубоко личной. Так что ни о каких научных экспериментах или анализе речи не шло.

А потом наступило Средневековье, и в большей части культур секс окончательно стал «запретным», табуированным и греховным. Всё, что людям полагалось знать: нужно плодиться и размножаться, остальное грех. Воздержание и самоограничение стали нормой, по крайней мере официально, на долгие столетия. Пропала перспектива не то что исследовать секс, а хотя бы обсуждать его и писать о нём.

Затем средневековый мрак развеяло Возрождение, и затронуло оно все сферы, включая секс. Западная цивилизация переживала к концу Средневековья научный подъём. Вслед за этим возродилась культура, появилась надежда на свободу нравов. В XVIII–XIX веках люди снова привыкли к тому, что быть привлекательным и любить себя (в разных смыслах) — это нормально, а секс может быть не только ради размножения.

Есть версия, что немалую роль в этом сыграл примечательный человек, известный как маркиз де Сад. Он не только был большим поклонником чувственных наслаждений. Он ещё и любил излагать свои провокационные взгляды в письменном виде, попутно обобщая актуальные знания о сексе — как о процессе и как о культуре.

Рождение и развитие новой науки — сексологии

Как ни иронично, но один из ранних научных трудов, который можно считать чисто сексологическим (а не философским или медицинским, скажем), это книга австрийского психиатра фон Эбинга, посвящённая сексуальным отклонениям. В 1860-х годах он обобщил свои исследования аномального, патологического поведения, связанного с сексом, в научном трактате. Для своего времени это действительно был прорыв, поскольку, чтобы выделять патологии, фон Эбингу пришлось дать обзор того, что считалось нормой. Так и зародился современный, медицинский взгляд на секс.

Ну а собственно сексологию как отдельную науку предложил создать И. Блох — немецкий дерматолог и венеролог. В 1900-х годах он подробно исследовал секс и его связь с повседневной жизнью, после чего указал, что нужна отдельная, комплексная наука о человеческой сексуальности.

Тогда же М. Хиршфельд, соотечественник Блоха, начал выпускать «Журнал сексологии», а спустя десяток лет основал и целый институт. Так что полноценная наука о сексе оформилась в Германии чуть больше ста лет назад — плюс один аргумент в копилку тем, кто считает немцев «продвинутой» нацией в вопросах интимной близости.

К сожалению, в начале 1930-х годов исследования в Германии пошли прахом в прямом смысле слова. Пришедшие к власти нацисты разгромили созданный Хиршфельдом институт и уничтожили его библиотеку. Сексологические исследования в Германии не велись ещё очень долго — зато активно продолжались в США и ряде других стран.

С 1940-х годов и по настоящее время сексология успешно развивается в разных государствах. Среди множества задач, которые решает эта наука:

  • собирать биографические и анкетные данные, упорядочивать их;
  • разрабатывать методические инструменты для исследований в области секса;
  • конкретизировать понятие нормы и отклонения с медицинской точки зрения;
  • бороться с общественными предубеждениями, основываясь на результатах анализа.

Главный результат того, что сексология существует как наука: люди гораздо больше знают о сексе, о правилах безопасности, о многообразии сексуальных практик, о половом созревании и о сексуальном воспитании.

А как обстоят дела в России?

Ранний СССР тоталитарным государством ещё не был, так что сексологические исследования проводились очень активно. Но, к сожалению, недолго. С 1930-х годов тема попала под запрет.

После этого советская сексология несколько десятилетий находилась «в коме», пока за рубежом учёные продолжали работать. В 1970-х годах эта наука возродилась, но исключительно в виде сексопатологии. То есть исследования велись лишь в области сексуальных отклонений, к которым, кстати, в угоду политическим идеям относили и гомосексуальность, и много чего ещё, что с научной точки зрения давно признано нормой.

На сегодняшний день российская сексология навёрстывает упущенное, активно развиваясь. Несмотря на сопротивление отдельных категорий людей, которые продолжают называть секс «запретной» или «грязной» темой, исследования ведутся, а российские сексологи сотрудничают с зарубежными коллегами.

Результаты налицо: растёт просвещённость людей, повышается внимание к интимной гигиене и безопасности, расширяется спектр применяемых сексуальных практик. А чем обширнее сексуальная культура, тем более востребованными становятся секс-игрушки и всевозможные атрибуты категории 18+.