Опросы свингеров: что нового и неожиданного

Начиная с 2000-х годов, в развитых странах мира проводятся опросы, цель которых — узнать о свингерском сообществе больше и постараться понять, чем отличаются от остальных люди, предпочитающие свинг. Или, как это культурно называют в некоторых англоязычных странах (и не только там), «альтернативный брак».

Первый из наиболее заметных таких опросов, который в дальнейшем не раз актуализировался, был проведён в 2000 году и опубликован в журнале, посвящённом человеческой сексуальности, в США. Цель исследования с дальнейшим анализом — узнать характерные для свингеров личные и социальные черты, сексуальные предпочтения и так далее.

Для чего проводят такие опросы

Конечно, в основе любой научной деятельности лежит интерес к окружающему миру, стремление его познавать. Проще говоря, банальное любопытство. Но было бы странно, если бы ресурсы и время тратили на анализ чего-то «просто потому что хочется». Вот и изучение сообщества свингеров имеет свои цели.

Это задачи в рамках сексологии и общей психологии. В первую очередь — стремление ответить на два главных вопроса:

  1. Оправданы ли случаи, когда свингерское сообщество называют «маргинальным», то есть не признающим принятые в обществе правила поведения? Здесь исследуются социальные и политические факторы, а главное — те, которые напрямую связаны с семейной жизнью. Сексологи, психологи стремятся понять, вызывает ли так называемый альтернативный брак нарушения в традиционной семейной жизни, формируется ли под влиянием каких-то прежних негативных факторов.
  2. Способен ли свинг улучшить общение между участниками брачных отношений, а если способен, то насколько? Каждый мужчина, каждая женщина могут быть удовлетворены и довольны своим браком — или же не очень. Степень такой удовлетворённости относится не только к семейной жизни, но и к жизни вообще.

Результаты опроса не призваны ни пропагандировать свинг, ни очернять его в глазах других. Исследование ориентировано в первую очередь на решение чисто научных задач. Но выводы могут быть интересны как свингерам, так и всем, кто себя к ним не относит.

Какие результаты удалось получить

Из всех, кого опрашивают, большая часть людей, что логично, состоит в долгосрочных отношениях, среди которых — официальный брак и фактический, то есть сожительство в течение многих лет подряд. К таковым относятся 80–90 % всех опрашиваемых. Остальные — это одиночки или люди, у которых нет долгосрочных отношений, но они всё равно относят себя к свингерам.

Стараются добиться равного соотношения мужчин и женщин, но на практике получается так, что мужчины чаще склонны рассказывать о себе в полной мере, а женщины ограничиваются только общей информацией, отказываясь отвечать на некоторые вопросы. В итоге полностью опросить мужчин удаётся примерно на 30–40 % чаще, чем женщин, и это стараются учесть при анализе.

Исходя из среднестатистических данных, можно сказать о свингерах в крупном городе развитой страны примерно следующее:

  • возраст — 35–40 лет, образование — среднее или высшее;
  • брак — первый или второй, продолжительностью около 10 лет;
  • пристрастие к свингу появилось осознанно, около пяти лет назад.

Все эти данные — усреднённые. Это не значит, что среди свингеров нет тех, кому 20 или 60 лет. Точно так же это не значит, что нет людей, которые состоят уже в пятом по счёту браке и всё это время занимаются свингом.

Некоторые выводы можно сделать уже из этих общих данных. Получается, что чаще всего свингеры — это люди, которых не получится назвать совсем уж юными, то есть успевшие «распробовать» жизнь, в том числе интимную. Ну а брак, который длится уже десяток лет, некоторое время назад успел если не наскучить, то превратиться в обыденность — вот и захотелось чуть его разнообразить.

Обычные социальные характеристики

До начала 2000-х годов, пока свингерское сообщество не было достаточно исследовано, многие считали, что люди, для которых свинг стал нормой жизни, придерживаются либеральных или даже радикальных взглядов. В этом была доля логики: предполагалось, что свингеры должны непременно отрицать традиционные ценности.

Тем не менее опросы с каждым годом всё чётче подтверждают несколько тезисов:

  • нет никакой зависимости между склонностью к свингу и идейными воззрениями;
  • среди свингеров социальные и политические характеристики распределены точно так же, как и среди других людей на момент опроса;
  • во многих ситуациях свингеры даже больше остаются вблизи золотой середины, заявляя, что не придерживаются никаких явных, жёстких позиций в социуме и в политике.

Это, кстати, вполне объяснимо и с психологической, и с общественной точки зрения. Зачастую жёсткими сторонниками какой-либо позиции являются те, у кого есть недовольство своей жизнью и социумом. Ну а у свингеров уровень довольства своей жизнью обычно довольно высокий. Ведь для них брак, составляющий большую часть этой самой жизни, не стал чем-то нудным и скучным — он по-прежнему остаётся насыщенным и ярким.

Семейные ценности и взгляды

В этой области всё более объяснимо и ожидаемо. Конечно, опросы не доводят до абсурда, так что у свингеров не спрашивают, поддерживают ли они свинг. Но о семейных ценностях большей части свингеров можно сказать следующее:

  • у них почти никогда не бывает предрассудков, связанных с религией или с происхождением партнёра — взаимное влечение, любовь и уважение стоят на первом месте;
  • среди свингеров примерно втрое, чем в остальном обществе, меньше тех, кто нетерпимо относится к гомо- и бисексуальности — не все опрошенные могут однозначно охарактеризовать в этом плане себя, но большинство не видят в однополых контактах ничего предосудительного;
  • предпочтения, которые касаются самого возраста и разницы в возрасте, примерно такие же, как у остального общества — в среднем 80 % людей, согласно опросам, против слишком большой разницы в возрасте у партнёров, среди свингеров этот показатель обычно составляет около 60 %.

За пределами интимной сферы свингеры также менее консервативны. Например, если с патриархальной моделью быта, где муж зарабатывает деньги, а жена следит за домом, согласна примерно четверть людей в обществе, то среди свингеров — только одна восьмая опрошенных.

Личная свобода и выход за рамки

Было бы странно, если бы свингеры больше, чем все остальные, поддерживали идею, согласно которой брак в ущерб личной свободе — это норма. И действительно, почти никто из опрошенных не считает, что брак должен хоть как-то влиять на личную свободу.

Другие факты, которые удаётся выяснить в ходе анализа:

  • примерно две трети свингеров уверены, что свобода личности и брачные обязательства не должны вступать в противоречие;
  • среди свингеров вдвое меньше тех, кто поддерживает инициативу сделать развод юридически более трудным — проще говоря, сторонники свинга меньше верят, что удержать брак от распада можно законодательными мерами;
  • вопреки мнению противников свинга, среди его сторонников столько же людей, которые перенесли психологические либо сексуальные сложности в раннем возрасте — то есть отношение к свингу никак не связано с проблемным прошлым и формируется само по себе.

Всё это позволяет уверенно закрепиться на мысли, что свинг — вовсе не следствие каких-то проблем или тем более нарушений в становлении личности. К некоторым вопросам свингеры подходят даже более трезво: чаще обычного наблюдая процессы, способные привести к разводу, они не идеализируют законодательные меры.

Практика и правда подтверждает, что если люди осознанно решили развестись, то им нельзя помешать, просто создавая на пути бюрократические преграды.

Уровень счастья и довольства

Здесь всё, конечно, ещё более относительно. Но обычно при опросах стараются придерживаться таких норм, которые позволят людям отвечать предельно беспристрастно, оценивая свою жизнь по объективным критериям.

Вот что получается установить:

  • финансовые и прочие кризисы точно так же влияют на свингеров, как на всех остальных — это не какое-то закрытое или маргинальное сообщество;
  • в среднем среди свингеров примерно столько же людей, которые в основном довольны своей жизнью — около двух третей;
  • из всех опрошенных сторонников свинга 60–70 % уверены, что их новая практика сделала жизнь лучше и счастливее, ещё примерно треть придерживается того, что особых изменений не произошло.

Последний пункт, кстати, весьма интересен. Публикуя результаты опроса, аналитики не пытаются утверждать, что свинг — это хорошо или плохо. Однако получается, что из всех опрошенных больше половины людей явно убеждены, что их жизнь стала лучше. Вероятно, это произошло как раз потому, что удалось сделать брак более насыщенным и менее скучным.

Тех, кто говорил бы, что свинг сделал их жизнь хуже, среди опрошенных почти нет. Это логично, потому что те, кому подобная практика не по душе, обычно просто отказываются от неё и возвращаются в «тихую гавань» традиционной семейной жизни.

Другая интересная особенность в том, что до 2000-х годов многие склонны были предполагать, что постоянной проблемой свингеров является ревность. Но опросы стабильно показывают другую картину: только одна четверть опрошенных свингеров признаются, что иногда испытывают ревность, хотя большой трудности в этом не видят. Серьёзные проблемы, ссоры из-за ревности возникают менее чем у 10 % пар, которые занимаются свингом.

Как объяснить подобное расхождение между ожиданиями и реальностью? По мнению сексологов, тут всё довольно просто. Ревность — результат неуверенности в себе, постоянная боязнь потерять любимого. А если пара занимается свингом, то есть партнёры постоянно имеют контакты с кем-то другим, но при этом всё равно остаются вместе — это лучшее подтверждение того, что ревновать ни к чему, что бояться нечего.


Вне зависимости от того, кто как относится к свингу, нельзя также отрицать, что он создаёт предпосылки для новых знакомств и для поиска единомышленников. Показанная с помощью опросов картина не призвана заманивать семейные пары в ряды свингеров. А вот показать убеждённым противникам на некоторые устаревшие и неверные данные вполне удаётся.

Конечно, свинг по-прежнему будут отрицать те, кому он кажется неправильным или безнравственным по определению. Здесь, кстати, ожидаемо сходятся результаты всех опросов, даже из разных стран. По статистике, люди, которые крайне неприязненно относятся к свингу, также выступают за жёсткие ограничения по возрасту партнёров, поддерживают патриархальную модель семьи — и уж конечно, слышать не хотят о гомо- и бисексуальности. Выводы можно сделать самостоятельно.