Очередные мифы про «венеру»: Колумб и «другой сифилис» — где правда, где ложь?

Среди любителей «научной мифологии» немало тех, кто считает, что до Великих географических открытий европейцы жили себе спокойно и ничем особо не болели. А ещё могли, например, спокойно предаваться интиму с кем угодно, не опасаясь никаких венерических болезней.

И если бы не любопытные товарищи вроде Колумба и всех, кто был после, то мы и сейчас могли бы не бояться всяких «нехороших» болезней. А презервативы были бы нужны разве что для защиты от внеплановой беременности.

Не верьте мифам и не вините во всём Колумба

Скептически усмехнуться можно уже тогда, когда считают, будто бы европейцы стали массово болеть только после контакта с населением других частей света. Многие болезни, в том числе явно венерические, описаны ещё в древних источниках, которым несколько тысяч лет.

Конечно, тогда люди не могли проводить исследования, как сейчас, чтобы находить возбудителей болезни. Но уж находить связь между сексом и заболеваниями — умели точно.

И это — не считая инфекций, которые распространялись любыми доступными путями. Одна только бубонная чума, она же «чёрная смерть», чего стоит! Чем хуже обстояли дела с гигиеной, в том числе интимной, тем больше было рисков у представителей обоих полов.

Что же касается Колумба… уж неизвестно, был бы господин Христофор рад, если бы мог узнать о результатах своих открытий. Но одно можно сказать точно: ни он лично, ни его команда не виноваты в том, что по Европе распространились венерические заболевания.

Так называемая «американская гипотеза» не раз подвергалась критике, но всё ещё продолжает существовать. Суть её, как уже упоминалось, в том, что до контакта с коренным населением Нового Света европейцы всякими болезнями вроде сифилиса не болели.

Хотя эту догадку неоднократно разносили, её сторонники по-прежнему придерживаются мнения, что во всём виноваты исконные жители Америки — ну и мореплаватели, само собой. В ответ критики указывают на описание того же сифилиса в древних источниках, в Библии и других текстах. Приводят примеры исследований останков с сифилитическими поражениями, которые явно древнее эпохи Великих открытий. Но на всё это любители обвинять Колумба отмахиваются. Мол, это был не тот сифилис, это был «другой сифилис», и половым путём он не передавался.

Новейшие исследования и загадки прошлого

Экспедиция Колумба была снаряжена в конце XV века. Между тем исследования европейских учёных позволили подтвердить, что сифилис, например, был распространён в Европе ещё как минимум в начале всё того же XV века. Это подтверждают состояние останков и архивные записи.

Стоит признать, что даже сегодня остаются пробелы в знаниях по эволюции бледной трепонемы, из-за которой люди как раз и болеют сифилисом. В XV–XVIII веках эта болезнь действительно активно распространялась по всей Европе. Знали о «французских болезнях» и в России. Время, когда началась эпидемия, как раз и прибавляет уверенности сторонникам «американской гипотезы».

Но изучение останков, найденных на территории современных Нидерландов, позволило установить, что в это время существовал ещё как минимум один «родственник» сифилиса и фрамбезии — болезни, возбудитель которой имеет схожее происхождение.

Проще говоря, люди к тому времени уже болели и сифилисом, и другими ИППП. А та самая фрамбезия, которая сегодня считается чисто тропической болезнью, имела несколько форм и была распространена намного севернее тропического пояса. Так что Средневековье было страшно не только Инквизицией, но и, вероятно, многими инфекциями, о которых мы до недавнего времени даже понятия не имели.

Так существовал ли «другой сифилис», и когда он появился?

Останки на территории Нидерландов помогли многое узнать об истории трепонем — микроорганизмов, из-за которых люди болеют в том числе сифилисом. Только в последние годы учёные получили в своё распоряжение столь мощный инструментарий. До этого приходилось полагаться в первую очередь на летописи и косвенные подтверждения, такие как следы разрушений на костях.

Согласно новейшим данным, и сифилис, и родственные ему заболевания появились не меньше двух с половиной тысяч лет назад. Изначально это могли быть другие микроорганизмы — не такие, как сейчас. И вполне возможно, что они изначально не умели попадать от одного человека к другому половым путём. Но точно известно, что уже примерно к XII веку, то есть без малого тысячу лет назад, уже существовали возбудители венерических болезней, по клинической картине и по способу заражения похожие на современный сифилис.

Чтобы подтверждать это, сегодня используют не только традиционные методы радиоуглеродного анализа. Эти способы популярны уже не первый десяток лет, но они далеко не всемогущи, хотя и помогли сделать немало исторических открытий. А вот новейшие молекулярные методики позволяют буквально заглянуть в корень проблемы. Например, изучить геном бактерии, чтобы восстановить ход её развития на пятьсот, а то и шестьсот лет назад.

Но всё-таки, не слишком ли подозрительное совпадение?

Исторические хроники подтверждают, что первая зарегистрированная вспышка сифилиса в относительно новом периоде, когда уже успели забыть про чумной мор, случилась как раз в 1495 году — вскоре после возвращения экспедиции Колумба. Произошло это во Франции, среди солдат-наёмников. Далее «французские болезни» распространялись в других странах Европы. Причём обычно эпидемии отмечали после очередных войн, которые сопровождались массовым вторжением на чужую территорию.

Можно утверждать, что открытие Америки действительно способствовало распространению «нехороших» болезней в Старом Свете. Вот только произошло это совсем по другим причинам:

  • открытие Нового Света изменило и экономику, и политику — все страны активизировали свою деятельность;
  • в Европе, которая уже «отошла» от чумы и, возрождаясь, готовилась покорять новые территории, начались массовые войны, а это — один из главных источников распространения инфекций;
  • правители стран и военачальники начали применять непривычную по сравнению с традиционной модель пополнения войск — в них стало больше наёмников, чем раньше, то есть представители разных стран встречались не только на поле боя, но и задолго до этого;
  • активизировалась и дипломатия — послы, торговцы, ремесленники ездили туда-сюда, находя применение своим талантам, и только усиливали распространение болезни.

Стоит добавить, что на фоне всего этого всё больше клиентов становилось и у тех, кто занимался «древнейшей профессией». Конечно, до либерального подхода, как сейчас, было ещё очень далеко. Но число куртизанок сильно возросло.

Если принять всё это в расчёт, то совпадение явно перестаёт выглядеть столь подозрительным, как прежде. И становится понятно, что Колумб и другие мореплаватели были ни в чём не виноваты. По крайней мере — в распространении венерических болезней.

Во-первых, теперь уже точно известно, что большинство древних ИППП существовали ещё тысячи лет назад, так что если их кто-то откуда-то и завёз, то явно не из Америки и не в XV веке. Во-вторых, если бы вдруг не начались плавания в Новый Свет, Европа бы всё равно к этому моменту начала активно возрождаться после «чёрной смерти» и прочих упадочных явлений. Так что и распространение «венеры» никто бы остановить не смог.


Едва ли из всего этого можно сделать какой-то возвышенный вывод. Но одно можно утверждать наверняка. Болезни преследовали человечество постоянно, и процесс этот не прекращается. Некоторые любят валить ответственность на других — то на мореплавателей, то на кулинаров, которые готовят экзотические блюда.

Намного разумнее соблюдать меры предосторожности и стараться сделать всё, чтобы не заразиться самому и не заразить других. Тем более что от венерических болезней защититься намного проще, чем от тех, что передаются воздушно-капельным путём. Достаточно соблюдать меры половой предосторожности и не ложиться в «постель» со всеми подряд.