Анекдоты про любовников и шкафы — извечная тема

С тех пор, как появился институт брака, появилось и понятие супружеской измены. Так что можно смело утверждать, что историям о любовниках и любовницах — по крайней мере несколько тысяч лет. И даже если кажется, что в качестве темы для анекдотов это направление используется лишь недавно, то это не так.

Конечно, раньше в большинстве государств к теме любви и брака относились гораздо более серьёзно и почтительно, в первую очередь из-за преобладания в жизни людей морали и религии. Но и в Античности, и в Средневековье уже не стеснялись рассказывать и записывать кое-что не очень приличное.

Из крупных и значимых европейских произведений можно вспомнить хотя бы сборник новелл «Декамерон». Сами новеллы посвящены очень разным темам, но есть там в том числе и истории, которые бы сейчас смело назвали анекдотами о супружеской измене.

Что же насчёт современных анекдотов?

Исторический контекст каждой эпохи заслуживает отдельного, целенаправленного анализа. Довольно трудно будет вникать в древнеримские или флорентийские истории, особенно если учесть, что предварительно надо избавиться от сложностей перевода. А вот с темой любви и брака на советском и постсоветском пространстве разобраться довольно легко. Тем более что анекдоты, которые начали рассказывать в шестидесятые, всего лишь эволюционировали и успешно «перекочевали» сначала в девяностые, а потом и в современность.

Итак, какой же сюжет первым приходит на ум? Конечно же, «возвращается муж из командировки, а жена с любовником». И вроде бы ничего особо значимого. Но между тем такое начало открывает сразу несколько характерных, узнаваемых черт эпохи и менталитета.

Мужья в разъездах, пока жёны дома

И действительно, после окончания Великой Отечественной войны наступило затишье. Долгожданный мир за пару десятилетий обернулся тем, что значительная часть семей зажила по мещанскому образцу: работа, квартира, дача, дети, поездка по путёвке на Чёрное море раз в год.

Чего уж точно не было в послевоенном СССР, так это безработицы. Тем более что государство успешно распределяло подавляющее большинство выпускников. Вот только происходило всё это в рамках очень патриархальной модели: мужчина — «кормилец», который зарабатывает деньги; ну а женщина — «домохозяйка», которая готовит, убирает и воспитывает детей.

Справедливо ли было так жить — вопрос отдельный. Но сложилось, как сложилось. Между тем многие виды работ были напрямую связаны с необходимостью иногда уезжать на несколько дней, а то и недель. Если в обычной жизни муж хотя бы приходил домой каждый вечер, то его командировка была для жены настоящим испытанием. И не только в сексуальном смысле — ещё и в личном.

С бесконечным, сводящим с ума одиночеством, причём без интернета, захочет бороться каждый, кому не чуждо человеческое общество. Ну а с отсутствием интимной жизни справиться можно разными способами. Вот только магазинов сексуальной культуры в СССР не было (согласно известной присказке, секса — тоже), а мастурбация, по крайней мере официально, считалась извращением и болезнью. Так что оставался лишь один вариант — заводить любовника.

Никаких мобильных телефонов

К 2020-м годам анекдоты про неожиданное возвращение из командировки всё же медленно, но верно уходят в прошлое. Это и понятно: в эпоху повсеместно распространённого интернета и других способов дистанционной связи вернуться из командировки неожиданно — не так уж легко.

В советское время даже стационарные телефоны были далеко не у всех. А многострадальные мужья, возвращаясь из командировок, часто оказывались в ситуации, когда у них вообще не было никаких средств связи. Разве что телеграмму отправить — в те времена один из самых экстренных и молниеносных способов о чём-то уведомить.

По этому поводу можно вспомнить анекдот, оформленный в виде диалога двух женатых мужчин:

Два друга выпили, один жалуется:
— Моя жена — *** (гулящая женщина).
— Почему?! — удивляется второй.
— Да представляешь, еду из командировки. Телеграмму выслал заранее. Приезжаю — а она с любовником!
Потом задумался и добавляет:
— А может, и не *** (гулящая женщина). Может, телеграмму не получила просто.

История очень показательна, поскольку, как и многие анекдоты, демонстрирует расстановку приоритетов. Получается, что иметь любовника для женщины, чей муж постоянно в командировках, — вроде как норма. Но если он предупредил о своём возвращении телеграммой, то неплохо бы «соблюсти приличия». Хотя, если телеграмма затерялась в пути — тогда ладно, тогда ничего страшного.

Конечно, в жизни мужчина вряд ли простил бы свою жену настолько же легко. Хотя тема отношений на стороне зачастую оказывалась тем, «о чём все знают, но никто не говорит».

Сейчас, кстати, вполне можно рассказывать анекдоты с похожей подоплёкой. Только основой конфуза должна стать потерявшаяся эсэмэска или «заглючивший» мессенджер. Да и скорость развития событий должна быть более стремительной.

Сексуальная неудовлетворённость в браке

А вот это вряд ли можно считать маркером какой-то одной эпохи в какой-то одной стране. Брак зачастую превращается в рутину, обезличивает партнёра и мало-помалу делает совместное существование серым и скучным. Что неизменно включает в себя отсутствие яркой сексуальной жизни.

Конечно, это не значит, что брак плох само по себе. В идеале брак — это очень хорошо. Но далеко не у всех он, к сожалению, бывает идеальным. И далеко не у всех получается построить совместную жизнь таким образом, чтобы она была яркой во всём, включая секс.

О том, насколько массовой является проблема неудовлетворённости сексом в браке, можно лишь догадываться. Ведь далеко не все готовы об этом говорить в открытую. Хотя короткие, но ёмкие анекдоты, к сожалению, косвенно демонстрируют статистику. И назвать такие анекдоты весёлыми можно лишь при первом, поверхностном прочтении.

Кто такой муж? Это заместитель любовника по хозяйственной части.

Нам как бы невзначай напоминают, что получать зарплату и иметь бытовые навыки, бесспорно, важно — но без любви (в том числе без секса) брачный партнёр сам по себе становится «лицом второго плана», малозначимой персоной.

В чём разница между вором и любовником? Вор приходит туда, где плохо лежит, а любовник — туда, где плохо стоит.

Здесь всё построено на чистой игре слов, так что перевести этот анекдот на многие языки окажется проблематично. Но суть проста. С помощью ясной, хотя и довольно жёсткой аналогии мужчинам напоминают: если постоянно оставлять свою жену неудовлетворённой, то появление любовника станет лишь вопросом времени. Примерно как появление вора — лишь вопрос времени в квартире с плохими замками.

Развитие историй о внебрачных отношениях

Тот факт, что в анекдотах и скетчах чаще фигурируют любовники жён, а не любовницы мужей, вряд ли что-то говорит о людях разных полов. Скорее это и правда наследие того времени, когда гендерное равенство революционного и военного времени уже прошло, а о современном феминизме ещё не слышали.

Вот и получилось так, что в какой-то момент большая часть юмористических сюжетов на тему брака была построена именно вокруг извечного треугольника: муж, жена и любовник. Дошло до того, что эти истории стали переходить в, казалось бы, абсурдный вид.

Муж возвращается домой пораньше, заходит и видит у себя в постели какого-то голого мужика. Подходит к шкафу, открывает, а там его жена. Говорит ей:
— Дорогая! Сколько раз я повторял: это они должны прятаться в шкаф, а не ты!

Хотя, если немного сбавить абсурдности, ситуация получится вполне обыденной, хотя и не особо радостной: муж уже привык, что у её жены постоянно кто-то на стороне, а досадует лишь насчёт того, что она всё ещё не научилась «заметать следы».

Другая история, если вдуматься в её глубинную суть, показывает ещё более грустное развитие ситуации.

Лежит жена с любовником в постели, а тут вдруг звонок в дверь. Она в панике шепчет любовнику:
— Ой, это муж вернулся! Прячься скорее, а то он тебя убьёт!
— Он меня? Да никогда, — самоуверенно заявляет тот. — Я ему ещё долг не вернул.

И в этой ситуации, хоть она считается анекдотом, отражены сразу две печальные тенденции мещанской жизни:

  • люди вполне способны изменять своим супругам с их знакомыми, друзьями или коллегами;
  • отношения могут быть обесценены настолько, что большее значение будет иметь денежный долг, а не нанесённая обида.

Можно также отметить, что некоторые анекдоты косвенно отражают «перекрёстность» внебрачных взаимоотношений, даже скорее напоминают о ней тем, кто почему-то стал упускать это из виду. Ведь чаще всего любовник, который прячется в шкаф, тоже является чьим-то мужем; а любовница, у которой «задерживаются на совещании», тоже является чьей-то женой.

Что будет в эпоху интернета?

Историй, посвящённых неожиданному возвращению из командировки, в ближайшее время вряд ли можно ждать. Разве что по каким-то законодательным или техническим причинам люди утратят возможность регулярно пользоваться мессенджерами, аудио- и видеосвязью.

Сразу по нескольким причинам приведённые в пример сюжеты постепенно уступают место каким-то другим:

  • телеграммами едва ли кто-то ещё пользуется, а если возникли сомнения в том, что дома знают о скором возвращении — можно позвонить заранее;
  • находиться на внебрачном «свидании» и скрывать это от мужа или жены теперь проблематично, ведь особо ревнивые супруги (обоих полов) в случае сомнений просят своих «ненаглядных» включить видеосвязь и показать, что происходит вокруг;
  • мастурбация как таковая уже не считается болезнью или извращением, магазины сексуальной культуры стали частью обычной жизни, да и сама культура всё же повысилась — теперь ради удовлетворения не нужно заводить отношения на стороне, достаточно выбрать подходящую секс-игрушку или открыть каталог видеороликов.

Всё, что касается брачных отношений, теперь намного больше проникнуто лояльностью и здравым отношением. Вряд ли кто-то по-прежнему считает ругательством слово «свингеры», или насмехается над сожительством втроём, или иронизирует по поводу группового секса. Даже пресловутая гомофобия мельчает на фоне происходящих в мире изменений, что уж говорить о восприятии внебрачных отношений.

Скорее всего, ещё через пару-тройку лет накопится отдельный «багаж» анекдотических историй на всё ту же тему любовников и любовниц, только уже в современном контексте — и в общественном, и в технологическом. А с учётом того, сколько форматов теперь доступно авторам, вполне можно ожидать, что анекдоты выйдут далеко за пределы текста и будут появляться в виде комиксов, GIF-анимации, видеороликов, стендап-выступлений и так далее.