Даже 4000 лет назад шутили «про это»

Юмору на сексуальную, околосексуальную тему — по крайней мере четыре тысячи лет. И это вовсе не случайная цифра, которую кто-то упомянул, чтобы оправдать своё стремление к «неприличным» шуткам. Это факт, который удалось доказать учёным. Работая совместно, археологи и переводчики установили, какие из шуток на тему секса, гениталий и прочего — самые древние.

По этому поводу учёные из Вулверхэмптонского университета (Великобритания) даже составили отдельный «хит-парад». Шутки в нём упорядочивали не по степени остроумия, не по востребованности и даже не по уровню «неприличности». Упорядочили их просто по возрасту.

Так о чём же любили шуткануть в древности?

Шутки о гениталиях и физиологических процессах

Самая старинная из найденных шуточек принадлежит шумерам, которые давным-давно жили на Ближнем Востоке. По оценкам археологов, народную смешилку кто-то решил сохранить для потомков примерно в 1900 году до нашей эры, то есть как раз без малого четыре тысячи лет назад.

К сожалению, оценить всё остроумие автора можно, только владея шумерским языком. При переводе на другие языки игра слов теряется, и создаётся впечатление, что кто-то попросту решил в своей речи упомянуть гениталии и физиологические процессы; а зачем, непонятно. Впрочем, точно так же обстоит ситуация со многими шутками, анекдотами и другими мини-произведениями в разных языках.

Показательно, что уже тогда у шумеров существовало разделение слов, понятий на «приличные» и «неприличные». Если пытаться перевести древнейшую шутку на современный язык, то придётся использовать не общепринятые, а именно грубые или даже нецензурные наименования.

Археологические находки подтвердили, что у шумеров и правда был популярен юмор на сексуальную или «туалетную» тему. Уже тогда людей тянуло к подобным шуткам: они считались запретными и очаровывали этим.

Анекдоты, где делают вид, пытаются избежать сексуальной темы

Всем знакомы мини-истории, в которых якобы стараются сохранить «приличность», хотя слушателям или читателям наверняка понятно, что имеется в виду. Шутки, где сексуальную тему якобы неумело вуалируют, стали возможны лишь тогда, когда юмор перешёл на новую ступень развития. И для этого людям потребовались сотни лет. Хотя нам может показаться, что разница была не такой уж большой: всего-то три века.

К примеру, за 1600 лет до наступления нашей эры в Древнем Египте шутили приблизительно так:

Что надо делать, когда фараон заскучал? Надо взять лодку и посадить в неё женщин, на которых из одежды — одни только рыбацкие сети; а потом предложить фараону порыбачить.

Никто ведь не говорил, что фараону предложат нечто «неприличное». Но эта краткая инструкция нарочно составлена таким образом, чтобы читатель или слушатель сходу догадался, чем именно предлагают развлечь правителя.

Подобное развитие юмор получил на новом этапе человеческой истории, когда в государстве и в обществе появилось такое понятие, как цензура. Появилась она — стали придумывать и способы её обойти.

Сейчас нам кажется, что в этом вообще нет ничего особенного. Но, несомненно, больше чем три с половиной тысячи лет назад люди сделали настоящее открытие: оказывается, даже если запрещено шутить на какие-то темы или употреблять какие-то слова, это всегда можно обойти так, что люди всё равно поймут изначальный смысл.

Народные поучения о сексе и об отношениях

Пословицы, поговорки и всевозможные мини-истории с глубоким смыслом существовали у всех народов. Но когда такие миниатюрные произведения касались сексуальной темы, они поневоле превращались во что-то вроде анекдотов.

В итоге поучение преподносилось примерно так:

  • с первых слов становилось ясно, что речь идёт о чём-то «неприличном»;
  • тема вызывала у слушателей смущение, особенно когда это происходило прилюдно;
  • после основной мысли следовало авторское дополнение, которое и завершало целостную идею.

Ну а разрядкой обычно становился смех. Этим подобные поучения и отличались от тех, которые касались одобряемых, не запрещённых тем.

К примеру, около 300 года до нашей эры в том же Древнем Египте люди объясняли друг другу следующее:

Мужчине, вообще-то, хочется секса даже чаще, чем ослу. Главное, что сдерживает мужчину, это его кошелёк.

Само собой, на научную истину это не претендовало тогда, а тем более не претендует и сейчас. Но вот что можно понять из такой, казалось бы, простой мини-истории:

  • египтяне ещё две с лишним тысячи лет назад задумывались о сексуальном желании и сравнивали человеческие проявления с животными;
  • уже тогда среди мужчин существовали те, кому секса хотелось особенно часто;
  • интимная близость могла предоставляться за деньги, или же подразумевалось, что возможность заниматься сексом требует от мужчины постоянных трат.

Об интимных отношениях как о социальном явлении люди и правда задумались уже давно. А любая злободневная тема довольно быстро обрастает шутками.

Загадки, где «неприличное» подменяют невинным

Юмор продолжал развиваться. Со временем люди научились играть друг с другом, используя как основу для игры существующие моральные предписания о том, что прилично, а что нет.

Загадки, где слушателя будто бы тестируют на «испорченность», сейчас распространены в любом языке; их тысячи. Но в своё время такая форма юмора, как и другие, стала для людей открытием.

Взять хотя бы некоторые англосаксонские шутки десятого века (уже нашей эры). Прочтя литературный перевод, легко догадаться, где и как зарождался тот предельно тонкий английский юмор, который существует сейчас. Существовала, например, вот такая загадка:

Есть одна вещь, которая висит у мужчины на бедре и пытается влезть в дырку, в которую до этого влезали уже не раз. Что это за вещь?

Загадка нарочно построена таким образом, чтобы подавляющее большинство людей сразу подумали о пенисе. В живом диалоге именно этот вариант, скорее всего, и озвучат как первый пришедший на ум. Ну а ответ у загадки — ключ. И ведь всё подходит: висит на бедре и пытается «влезть в дырку».

Розыгрыш в виде загадки — ещё одна форма коснуться темы, которую в обществе осуждают или запрещают. С одной стороны, того, кто отгадывал загадку, будто бы уличили в том, что он сразу думает о сексе и гениталиях. С другой стороны, присутствующие отлично понимают, насколько тема всем близка и всех объединяет.


Годы шли, юмор совершенствовался, люди открывали для себя новые формы. От простых смешилок и дразнилок пришли к анекдотам, к поучениям и мини-инструкциям, которые тоже преподносились в виде шутки. А потом — к загадкам или формату «вопрос-ответ», где отвечающего нарочно провоцировали сказать что-то определённое; как и сейчас, важную роль часто играла рифма.

Четыре тысячи лет — отметка, которую пока подтвердили археологи. Это не значит, что подобных шуток не существовало раньше. Просто никаких свидетельств пока не нашли. Если обнаружат ещё более старые записи, то сексуальный юмор официально станет ещё более древним.

Как подтвердили учёные из Вулверхэмптонского университета, в разное время и в разных странах у людей никуда не девалось желание коснуться «неприличных», запрещённых в обществе тем. Поначалу это старались сделать явно и грубо. Чем дальше, тем лучше осваивали мастерство остроумия: шутя, старались подойти к излюбленной теме поближе, чтобы все поняли, о чём речь; в то же время стремились построить речь так, чтобы говорящего нельзя было ни в чём упрекнуть. Такое стремление никуда не делось, а его результаты нетрудно найти во всех языках.