На чём основаны «анекдоты про садомазохистов»

БДСМ-тематика лишь последние несколько десятилетий стала достаточно распространённой, чтобы её можно было без преувеличения назвать частью «массовой секс-культуры». Прежде даже люди, которые, по меркам стандартной морали, вели достаточно раскрепрощённый образ жизни, имели о БДСМ весьма отдалённое представление.

Обо всём, что кажется странным, сочиняют анекдоты и смешные истории. Даже если истории получаются вовсе не смешными, сочинять их не перестают. Это один из общеизвестных способов, которыми общество защищается от всего непонятного и неизвестного. Вот и с БДСМ вышло в точности так.

«Все эти плётки, наручники и прочие извращения»

У среднестатистического обывателя и по сей день вызывает недоумение главная особенность БДСМ-культуры: мол, как это так — получать удовольствие от боли? Тому, для кого это не близко, причинение болевых ощущений, унижения в рамках отношений между «верхним» и «нижним» кажутся чем-то очень странным. Самое мягкое, что можно услышать в качестве отзыва: «Да они там все извращенцы, наверное».

Отсюда и анекдоты, в которых последователи данного культурного направления предстают как минимум странноватыми. Вот один из самых «бородатых» примеров — ещё из девяностых, когда о современном виртуальном сексе никто не знал, а в моде был так называемый секс по телефону:

Вопрос. Как садомазохисты занимаются сексом по телефону?
Ответ. Ну примерно так: «Я медленно, неторопливо снимаю с твоей ноги медвежий капкан…».

Понятное дело, что с реальностью такая история не имеет ничего общего. Ведь даже в те времена, когда существовал секс по телефону, БДСМ представал прежде всего в виде ролей «верхнего» и «нижнего». И это — не говоря о том, что один из главных принципов, которые всегда нужно соблюдать: «Не навреди». Разумеется, капканы никто не использует и даже не предлагает.

На правах чёрного юмора такие истории, конечно, «заходили», а кому-то «заходят», вероятно, и по сей день. Ну а сами люди, которых авторы называют садомазохистами, или предпочитают пропускать «юморок» мимо ушей, или натянуто улыбаются, или с досадой, а порой со злостью пытаются объяснить, как всё обстоит на самом деле.

Делая небольшое лирическое отступление, стоит отметить, что вся БДСМ-атрибутика выполняется на основе всё того же принципа «Не навреди». Сама по себе боль от использования таких игрушек может быть незначительной, даже чисто символической. Ведь основа отношений «верхнего» и «нижнего» лежит в психологической, эмоциональной плоскости, а вовсе не в физиологической. Как, впрочем, и в случае с сексом вообще.

Плети, наручники, оковы, зажимы, другие средства фиксации и «наказания» могут выглядеть довольно устрашающе, по крайней мере на первый взгляд. Но это так и задумывается: эстетика у БДСМ-атрибутов выходит на первое место. В противном случае можно было бы использовать бытовые предметы вроде бельевых прищепок, брючных ремней, электрошнуров и так далее. Некоторые так и делают, стремясь сэкономить, но идея точно не блестящая: эстетики никакой, а повышенный травматизм обеспечен.

И ещё немного о боли с унижениями

Как уже упоминалось, человеку, который подходит к вопросам секса с консервативной точки зрения, сложновато представить себе, почему боль и унижения вообще могут быть частью интим-игры. И это — несмотря на то, что БДСМ-культура существует уже несколько сотен, а то и несколько тысяч лет.

Поэтому так много историй, где сама склонность людей к подобным практикам высмеивается, выставляется как нечто странное. Разумеется, это всё те же проявления «защитной реакции» консервативного общества. Так что представители такого социума и сами становятся героями анекдотов, фильмов и других произведений, где сквозит ирония над БДСМ.

Классическая молодёжная история на эту тему, успевшая также «отрастить бороду» весьма приличной длины:

Родители, пока сына не было дома, нашли у него «набор юного садомазохиста»: плети, наручники, зажимы, иллюстрированное руководство и прочие «прелести». Пребывая в полном шоке, сели думать, что теперь делать с не по годам развитым парнем. Отец после долгого молчания выдаёт:
— Нет, ну бить мы его за это не будем, это точно…

Отличный пример того, как «нормальные» члены общества оказываются в логическом тупике, не зная, что можно придумать. Обыгрывается якобы основная особенность БДСМ, которая и приводит тех, кто не знаком с этой культурой, в замешательство: боль, которой все «нормальные» люди стараются избегать, становится целью — к ней, напротив, стремятся.

Конечно, если разбирать всё более детально, то можно обнаружить немало интересного. И что боль необходима только в строго определённых пределах — у каждого своих. И что психологические «унижения» — не более чем отыгрыш ролей. Но кого это интересует, если подумать?

Другая версия той же истории — не молодёжная, а скорее семейная, ориентированная на «тех, кому за тридцать», кто уже познал все главные заботы брака и, разумеется, представляет себе, что такое измена. Даже если не на собственном опыте.

Муж приходит домой и застаёт жену с любовником. Стоит в шоке, потому что застал их с полным набором садомазохистских атрибутов: прищепки на сосках, у жены в руках плеть, у любовника мышеловка прицеплена на «самом интересном месте». Немая сцена. Муж выдаёт после молчания:
— Ну, бить вас, я так понимаю, бесполезно будет?..

Как и в истории про родителей и их «не по годам развитого» сына, обыгрывается логический тупик, в котором оказывается «нормальный» член общества. Казалось бы, чего ещё, как не насилия, ждать от ревнивого мужа, заставшего пассию с любовником? Но вот вопрос: испугаются ли они этого, если насилие и так уже составляет часть их любовной игры? По крайней мере, в представлении тех, кто далёк от БДСМ, мышеловка на гениталиях — само собой разумеющееся.

А ещё — трагикомическая жизненная философия

Как ни удивительно, но анекдоты сочиняют даже те, кто успел хоть немного, хотя бы по книгам и фильмам познакомиться с проявлениями БДСМ. Даже если в качестве иллюстрирующего издания выступало очередное произведение про оттенки серого, можно стать гораздо ближе к пониманию того, как всё обстоит на самом деле, без предубеждений и предрассудков.

В частности, популярным образом в историях стало стоп-слово, которое нужно произнести, чтобы прервать взаимодействие в рамках БДСМ-сессии. Его стали упоминать в книгах и фильмах явно комедийного содержания. Но оказалось, что стоп-слово может стать «действующим лицом» и комических, и трагикомических историй.

Одну из подобных миниатюр даже не получится, пожалуй, назвать анекдотом. Скорее уж это окажется мини-притча, причём явно с грустным подтекстом:

Вопрос. В чём главная разница между садомазохистскими отношениями и обычными?
Ответ. В садомазохистских отношениях достаточно сказать стоп-слово, чтобы насилие прекратилось. А в обычных говори стоп-слово, не говори — насилие не прекращается.

Само собой, история может показаться остроумной и смешной, вот только скрытый смысл у неё вырисовывается совсем уж невесёлый. Но, как и любые анекдоты, этот имеет реальную жизненную основу. А поэтому стоит разве что задуматься, какие реалии повседневности могли послужить «источником вдохновения» для авторов.


О том, как работает принцип «Не навреди» и что такое БДСМ на самом деле, написано уже немало. Даже само слово «садомазохизм» является одновременно и неточным, и отчасти устаревшим — по наличию подобной «терминологии» можно различать подход тех, кто в теме и кто не очень.

Но никогда не стоит забывать, что юмористические истории, длинные и короткие, отражают реакцию общества на происходящие явления. Если учитывать, насколько сильны консервативные позиции во всех сферах жизни, включая секс, то неудивительно, что многих обывателей БДСМ всё ещё слегка отпугивает и ставит в логический тупик. Так что и иронические истории об этом будут сочинять, вероятно, ещё не один год.