Почему так много анекдотов о поручике Ржевском?

Почему так много анекдотов о поручике Ржевском?

Анекдоты о поручике Ржевском широко распространились на постсоветском пространстве и далеко за его пределами. Многие ломают голову: почему истории рассказывают именно об этом персонаже? Так давайте попробуем разобраться.

Немного о первоисточнике

Изначальный образ поручика Ржевского создал Александр Гладков в пьесе «Давным-давно» ещё в 1940 году. По словам автора, на создание персонажа он вдохновился стихотворением Давыдова под названием «Решительный вечер», написанным в далёком 1818 году, пока ещё свежи были воспоминания о войне с Наполеоном.

Правда, подлинная народная слава пришла к легендарному поручику после того, как на экраны вышел комедийно-музыкальный фильм Рязанова «Гусарская баллада». Позднее актёр Яковлев, который сыграл персонажа в фильме, сказал, что Ржевский стал почти что реальным лицом, героем народного фольклора наряду со Штирлицем и Чапаевым. А во Ржеве даже приняли решение установить ему памятник.

И в театральном первоисточнике, и в кинофильме поручик Ржевский любит кутить, браниться, хвастать и выпивать. Впрочем, он также не чужд воинской чести, патриотизму и храбрости. Персонаж получился, особенно в исполнении Яковлева, очень ярким и запоминающимся. Хотя до того образа «альфа-самца» и бабника, которым он стал в анекдотах, ему ещё было, безусловно, далеко.

Так почему произошла такая трансформация?

В анекдотах, которые стали зарождаться примерно в 1980-х годах и широко распространились в последующие десятилетия, поручик Ржевский — напористый и малообразованный ловелас, которому свойственны несколько узнаваемых черт:

  • он жить не может без секса, и в каждой истории, где присутствуют девицы или дамы, поручик в итоге либо вступает с ними в близость, либо всячески на это намекает, «уламывает» их;
  • его образ формирует образ бесшабашного, удалого «самца», который своими напором и характером вводит в ступор не только дам, но и мужчин;
  • зачастую в разговорах он обыгрывает слова, каламбурит, сводя всё, опять же, к теме секса и любовных утех.

Нередко поручика Ржевского сопровождают в анекдотах исторические и литературные персонажи, например корнет Оболенский, поэт Александр Пушкин. Появляются там также Наташа Ростова и прочие герои творчества Льва Толстого.

Исследователи новейшего фольклора предположили, что поручик Ржевский стал идеальным кандидатом на роль персонажа фривольных анекдотов в позднем Советском Союзе. Штирлиц прочно занял нишу в историях, которые рассказывают с нарочито серьёзным лицом. Чапаев больше подходил для анекдотов на тему армии или быта, к тому же Гражданскую войну стали подзабывать. А вот комедии Эльдара Рязанова многим были, да и остались по душе.

Всё, что понадобилось сделать, это немного подправить образ, акцентировать меньше внимания на героизме и удали, а больше — на бесшабашности и одержимости женщинами. Во времена угасающего СССР сексуальная тема по-прежнему официально считалась неприличной. Но где есть спрос, есть и предложение. Поэтому каламбуры и присказки на сексуальную тему увековечились в анекдотах про поручика Ржевского, в уста которого все шутки обычно и вкладывают.

Сегодня Ржевский — герой не то что сотен, а тысяч анекдотов. Некоторые из них народные, некоторые — авторские. Так, истории о поручике писали и рассказывали Г. Хазанов и Р. Трахтенберг. Выходят отдельными изданиями юмористические собрания исключительно о Ржевском. Упоминают эти мини-истории в СМИ и даже на бизнес-тренингах.

Надо отметить справедливости ради, что не все анекдоты об этом персонаже — на тему секса и всего, что с ним связано. Не все, но примерно 99 %. В современной культуре поручик Ржевский заслуженно стал ассоциироваться именно с развратом и фривольным юмором.