Шутки «про это» — жизненная потребность, сублимация, показатель внутренней силы

Как проявляется чувство юмора, когда речь заходит о чём-то неприличном, табуированном? От чего зависит, кто и как будет шутить? Вроде бы вопросы могут показаться риторическими или философскими. Но эксперты умудрились и здесь проявить упорство, чтобы найти несколько вполне конкретных факторов, способных повлиять на ситуацию.

Шутить «про это» — необходимость

Кто-то умудряется, оказавшись в новой для себя компании, в новом коллективе, сразу найти темы, которые всем «заходят». Ну а кто-то и спустя год остаётся в стороне, постоянно отпуская шутки не в тему. И дело тут вовсе не в том, насколько юмор соответствует общим представлениям о приличии.

Многих исторически известных остроумных шутников можно называть какими угодно, но только не приличными людьми. Когда начинают печатать сборники их остроумных высказываний, приходится ставить пометку «18+» на обложке.

Нужно задаться вопросом о том, зачем нам юмор, причём не абы какой, а вполне конкретный. И тут окажется, что многие функции обычных шуток те шутейки, которые можно относить к категории «для взрослых», выполняют ещё более активно. К таким функциям относится, например, стремление понравиться потенциальному половому партнёру. Проявляя остроумие как таковое, мужчины и женщины флиртуют, обычно с представителями противоположного пола. Если же юмор начинает недвусмысленно намекать на тему секса, то это уже не просто флирт — это явное указание на возможное развитие событий.

Связаны ли чувство юмора и интеллект?

На фоне такого понятия, как остроумие, возникает убеждённость людей в том, что те, кто умеют хорошо шутить, непременно должны быть умными — и наоборот. На самом деле тут вообще нет жёсткой связи, а особенно в таком юморе, который относят к категории «для взрослых».

С эрудицией, с уровнем образования, с жизненным опытом умение шутить связано, но не настолько жёстко, как можно было бы подумать. Зачастую бывает так, что всесторонне образованные люди, которые в повседневном или даже тематическом разговоре становятся прекрасными собеседниками, шутить катастрофически не умеют. И на примере жестковатых шуток это бывает особенно хорошо заметно.

Зато психологам удалось обнаружить другую интересную взаимосвязь — между умением шутить, особенно на не самые стандартные темы, и уровнем творческого мышления. Здесь под творческим мышлением обычно понимают следующие проявления:

  • умение решать нестандартные задачи, для которых не удаётся найти решение по шаблону;
  • склонность к нетипичному комбинированию слов, предметов, иных сущностей;
  • гибкое отношение к догмам, склонность разбирать их структуру.

Выходит, что люди, которые умеют смешно шутить, особенно на острые темы — это не обязательно те, у кого сильнее всего развиты интеллект и эрудиция. Это в первую очередь творческие натуры, которые гибко подходят к решению различных задач. Ведь юмор — это всегда нестандартная комбинация, а в данном случае она должна ещё и затрагивать тему, которая с догматической точки зрения вообще не является поводом для шуток.

Юмор как нереализованная агрессия

Популярная до сих пор версия о происхождении юмора утверждает, что улыбка — это попытка психологически уйти от оскала, что смех изначально является реакцией из того же ряда, что и агрессия. Гипотеза подтверждается тем, что другие живые существа, способные распознавать мимику, не считают улыбку чем-то позитивным, а как раз наоборот — принимают за оскал.

Особенно характерно это проявляется на примере шуток на тему секса и всего, что косвенно с ним связано. Ещё примерно триста лет назад не существовало понятия юмора в современной форме — были только понятия шутки или насмешки. Поэтому, например, того, кто заставлял других смеяться, называли шутом, и он ассоциировался с нелепостью. Тогда, кстати, не было и разделения юмора на отдельные направления: высказывания запросто могли смешивать в себе чёрный и «туалетный» юмор, а заодно — те самые шутки, которые сегодня обозначают категорией «для взрослых».

Отдельная функция юмора — демонстрация собственного превосходства. И в тех вопросах, которые касаются человеческой сексуальности, стремление доминировать над потенциальным соперником проявляется даже ярче, чем в любых других сферах.

Все делают это совершенно по-разному

Исследования подтверждают, что юмор как таковой известен у всех наций и культур. Более того, абсолютно все человеческие общества шутили и продолжают шутить на «неприличные» темы. Но все делают это не так, как другие. Можно даже сказать — абсолютно по-разному.

Некоторые нации проявили себя в этом столь колоритно, что определённые виды шуток даже назвали в их честь. Чего стоит пресловутый британский юмор! Ведь это всегда тонкие шутки, основанные на игре слов, на едва заметном различии смыслов.

Тем, кто умудряется вплести в свой британский юмор частицу тематики «для взрослых», можно смело ставить памятник при жизни за изобретательность. Ведь это означает, что удалось проявить как минимум нестандартное мышление, подбирая подходящие двусмысленные сочетания фраз и слов.

Реакция на парадоксы в важной сфере

Изучение человеческого мозга с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) позволило открыть неожиданные особенности юмора в целом. Например, удалось установить, что при обработке шуток активно задействуются те же самые области мозга, которые ответственны за способность испытывать боль. Причём не душевную, а физическую.

Когда шутки касаются важных для человека тем, в частности секса и продолжения рода, активные области «светятся» ещё ярче. То есть этот юмор бывает настолько острым, что и вправду почти причиняет боль.

Никакой загадки и мистики тут нет. Дело в том, что эти области реагируют не на боль как таковую, а на проявление парадокса, на противоречие. Для нервной системы противоречивые проявления всегда являются стрессом. Поэтому так близко находятся реакция на чересчур активную стимуляцию (щекотку) и на боль. Смех — попытка сбросить напряжение. Организм старается защититься от того, что не вписывается в «нормальную» схему восприятия. И когда это касается базовых сфер, таких как секс и зачатие, реакция будет особенно острой.

Хоть и на правах исключительно предположения, но многие психологи уверены, что жизненные неудачи, тяжёлые переживания, тревоги и стрессы часто вплетены в историю людей, умеющих хорошо шутить. Характерно это как для жизни в целом, так и для интимной сферы. Те, кто перенесли измену или предательство, подверглись травле из-за своих сексуальных предпочтений, вынуждены были преодолевать всевозможные трудности — часто оказываются и наиболее умелыми шутниками.

Возможны и исключения, когда сложности в жизни приводят к интроверсии, закрытости. В таком случае не всегда получается точно сказать, где причина, а где следствие.

Адаптация к «суровой» реальности

Попытка разрядить обстановку за счёт удачной шутки — это не просто стремление обратить на себя внимание. Это действительно попытка адаптировать реальность, чтобы её было проще воспринимать. И здесь важно, чтобы тема была общей, объединяющей. А в этом смысле такая тематика, как секс и всё связанное с ним, подходит как нельзя лучше.

Можно с уверенностью утверждать, что юмор — это уже показатель определённого личностного развития. И дело тут не в попытке кого-то над кем-то возвыситься. Дело в том, что умение шутить противоположно в некотором роде человеческому эгоцентризму: чтобы удачно пошутить, надо для начала дистанцироваться и от ситуации, и лично от себя.

Сложнее всего соблюдать такую смысловую дистанцию в том, что имеет прямое отношение к жизни и смерти. Секс — не исключение.

Многое ещё зависит от воспитания и жизненного опыта. Юмор обычно не даётся тем, кто не умеет иронизировать над собой и над другими. Смех над собой — это верный показатель того, что человек мысленно «делает шаг в сторону», анализируя ситуацию. Это подтверждает его склонность адаптироваться к реальности, какой бы суровой она ни была.

Юмор «для взрослых» как первая стадия сублимации

Способность иронизировать может обернуться очень вредным умением злорадствовать, если не знать в этом меры. И чем проще изначальные поводы для шуток, тем заметнее будет злорадство. В частности, если это касается секса, интимных предпочтений, размера и формы гениталий — отсутствие меры сразу превратит хорошую шутку в злую и мерзкую насмешку.

По этой причине разгорается так много скандалов из-за отсутствия терпимости и толерантности. Золотая середина всегда находится где-то… правильно, посередине! А значит, ни полный запрет «неприличного» юмора, ни разнузданность в этой сфере — не решение проблемы.

Зигмунд Фрейд, которого заслуженно считают одним из родоначальников психоанализа, считал остроумие формой сублимации. Проще говоря, это способность трансформировать неприемлемые побуждения, превращать их во что-то более-менее нормальное. Если исходить из этого, то юмор «для взрослых» — первая стадия такой сублимации.

В юморе обычно хватает тем, на которые можно шутить, не рискуя стать объектом чьего-то осуждения. А вот секс — тема отчасти, а где-то даже полностью табуированная. Но запреты возникают как раз из-за стремления людей к сексу на подсознательном уровне. Не смея нарушать правила общества напрямую, человек подступается к «запретной» теме в формате шутки. От того, насколько удачно это сделано, как раз и зависит результат: можно снискать признание и благодарность, а можно столкнуться с осуждением и порицанием.

Удачная шутка на тему, на которую до этого шутить не решались, как бы снимает неозвученный запрет, который действовал прежде. Это позволяет всем остальным тоже «заходить на запретную территорию», действуя уже более изящно и гладко.

Здесь очень тонкой и размытой можно считать «водораздел» между флиртом и юмором «на грани». В каждом обществе могут действовать свои правила, гласные и негласные. Но представители обоих полов могут предпринять попытку, флиртуя, переступить определённую черту и тем самым обратить на себя внимание. Если сделать это удачно, то получится, обходясь без долгих ухаживаний, без демонстрации своего превосходства, завладеть вниманием противоположного пола. Правда, если потерпеть поражение, то можно втоптать себя в грязь, и восстановить хороший статус будет довольно трудно, если вообще возможно.

Психологи отмечают, что те, кто умеют хорошо шутить, чаще всего обладают и способностью разряжать опасную ситуацию, не доводя дело до скандала и до рукоприкладства. Нередко чувство юмора в такой сфере, как секс, в свою очередь позволяет решать проблемы, связанные с интимной жизнью. Хотя пока не собрано достаточно статистических данных, практика подтверждает, что у тех, кто хорошо шутит «про это», обычно и сексуальная жизнь бывает насыщенной, гармоничной — несмотря на все перенесённые трудности.